Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Филлер А. А. Подготовка средних школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в средних общеобразовательных учреж- дениях

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Аннотация. В исследовании представлены результаты оценки уровня физической подготовленности средних школьников по результатам выполнения испытаний комплекса ГТО. Установлено соотношение знаков отличия, на которые могут претендовать учащиеся девятых классов. Показана возможность применения нормативов ВФСК ГТО, как элемента управления содержанием уроков физической культы в школе.
Ключевые слова: учащиеся средних классов, уровень физической подготовленности, содержание уроков физической культуры.
Введение. Одной из актуальных проблем физического воспитания учащихся является повышение уровня здоровья молодого поколения. По нашим данным, до 35 % учащихся средней школы имеют хронические заболевания. Физическая культура в общеобразовательном учреждении является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности учащегося и взрослого человека в будущем. После окончания школы дети вступают в самостоятельную деятельность, и воспитание здорового ребенка является главной задачей общества. Одной из задач практической работы учителя физической культуры является физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.
Комплекс «Готов к труду и обороне» введен в действие в целях создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения. Одним из направлений развития комплекса ГТО является научно-методическое сопровождение его реализации [2].
Цель исследования – изучить возможность применения нормативов ВФСК ГТО, как элемента управления содержанием уроков физической культуры в школе.
Задачи исследования:
1.       Провести испытания по программе Комплекса среди учащихся восьмых классов общеобразовательной школы и установить соотношение знаков отличия, на которые могут претендовать школьники.
2.       Определить задачи физической подготовки на уроках физической культуры для улучшения результатов выполнения испытаний IV и V ступени комплекса ГТО.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №66 г. Краснодара среди восьмых классов. Испытание IV ступени Комплекса выполняют дети в возрасте от 13до 15 лет, V ступени 16-17 лет. В параллели восьмых классов дети в возрасте 15 лет составляю 85 % и дети в возрасте 16 лет – 15%. Все испытуемые проходили тестирование, соответствующие IV ступени Комплекса. Оценивание результатов проводилось соответственно их возрасту. Испытания проводились в середине учебного года и условия их проведения были ограничены спортивным залом. Поэтому обязательное испытание «Кросс по пересеченной местности 3км», которое оценивает общую выносливость, планируется проводить позднее, во время уроков на открытом воздухе.
Более 70 % учащихся показали готовность к выполнению норматива «челночный бег 3х10м», который отображает развитие быстроты и ловкости. Непосредственно челночному бегу достаточно внимания было уделено в течение 1 четверти. В течение 2 четверти развитию координационных способностей способствовали упражнения из раздела «Гимнастика». Средний школьный возраст по данным Лях В.И. [1] является наиболее благоприятным для формирования координационных способностей. При этом автор отмечает, что нереализованный потенциал этого качества в младшем школьном возрасте достаточно трудно, а иногда, и невозможно наверстать позднее. Поэтому, несмотря на достаточно хорошие показатели, которые продемонстрировали учащиеся в этом испытании необходимо уделить этому качеству должное внимание планировании уроков физической культуры в 3 четверти, где основным средством физического воспитания выступают спортивные и подвижные игры.
При выполнении контрольного испытания «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» учащиеся продемонстрировали низкий уровень развития силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса. 57% учащихся восьмых классов не готовы к прохождению данного испытания рамках Комплекса.
В выполнении данного упражнения принимают участие мышцы груди и плеча, статическую работу выполняют мышцы брюшного пресса, шеи, передняя зубчатая мышца. Последние, участвуют в поддержании вертикального положения человека, и их тренированность влияет на формирование правильной осанки. В этом возрасте хоть у детей и сформировано правильное положение лопатки, но уделять внимание правильной осанке необходимо при планировании уроков физической культуры, особенно укреплению постуральных мышц тела.
Анализ содержания календарно-тематического плана уроков показал, что проведению тестирования предшествовал раздел программы, в котором средства физического воспитания выступали упражнения из раздела «Гимнастика». Считается, что занятия гимнастикой в первую очередь способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата. Изучение содержания занятий показало, что из 12 уроков 8 было посвящено развитию координационных способностей и всего 4 были направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата.
Учащиеся восьмых классов продемонстрировали достаточно высокие показатели подготовленности при выполнении испытания «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье». 92 % испытуемых выполнили данное контрольное упражнение на уровне соответствующем различным знакам отличия.
К дополнительным испытаниям Комплекса относится упражнение «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами». При выполнении данного упражнения с контрольным испытанием справились 90% учащихся на соответствующие какому-либо знаку отличия. Это обусловлено развитой взрывной силой мышц ног в среднем школьном возрасте
Испытуемые восьмых классов показали высокий результат при выполнении испытания «Поднимание туловища из положения лежа на спине. 24% учащихся показали результат соответствующий золотому знаку отличия и 76% серебряному.
Достаточно хороший результат учащиеся восьмых классов продемонстрировали в испытании, относящемуся к обязательным в IV ступени Комплекса «Бег на 60м». На золотой значок комплекса сдали 32%, серебряный 40%, бронзовый 8%. 20% испытуемых не прошли испытания на какой-либо знак отличия.
Выводы. Тестирование учащихся восьмых классов показало, что они имеют хороший уровень подготовленности в упражнения, отражающих уровень координационных способностей, где количество выполнивших норматив на знак отличия достигает 80%, быстроты 80%, гибкости 92%, выносливости мышц брюшного пресса - 100%., взрывной силы мышц ног 90%.
Слабый уровень подготовленности испытуемые продемонстрировали в испытаниях отражающих силовую выносливость верхнего плечевого пояса, где 57 % учеников не выполнили норматив.
В соответствии с полученными результатами целесообразно внести коррективы в содержание уроков в разделе «Гимнастика» во 2 четверти и «Спортивные и подвижные игры» в 3 четверти.
Литература:
1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие /В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290с.
Римави, А.И.А. Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола /В.И.А. Римави, М.В. Решетняк, В.В. Костюков, О.Н. Костюкова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2018. - №3. – С.9-15.
2020