Цель: обобщение знаний детей по теме: “Осень”. Задачи Образовательные: · уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; · активизировать словарь детей по теме занятия; · совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; · сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. Развивающие: · развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; · развивать интерес к выполнению заданий. Воспитательные: · воспитывать у детей бережное отношение к природе; · развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Оборудование: · конверт с письмом и заданиями от Осени; · 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); · листочки из картона для дорожки; · индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка; · наборы элементов для создания картины осенней природы; · аудиозапись «Звуки осеннего леса»; · видеофильм «Осень». Вводная часть Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? -Да! -Тогда отгадайте загадку: Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья укрываю, Но не касаюсь елочек и сосен, Кто я такая? - Осень! Воспитатель: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Письмо: «На лесной опушке я краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы. Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.» - Принимаем приглашение осени? - Да! Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Дети идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу) Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Воспитатель: Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? -Чтобы подышать свежим воздухом Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней? -Собрать грибы - А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки леса») Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? - Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя. -Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел. Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? - Опавшей листвой, грибами. - Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр. Зачем деревья сбрасывают осенью листву? - Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. - Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени) - Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? - Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце. Первая картинка солнечная, весёлая. А на второй картинке? - Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь. Эта картина уже не такая весёлая. А на третьей картинке? - Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег. -Какое время года изображено на первой картине? Осень - А на этой? Осень - Какое время года на третьей картине? Осень - Почему про осень нарисованы три разных картинки? - Осень бывает разной. (ранняя, золотая, позжняя) Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть? - Да! Вначале проведём разминку. Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, Лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям. 1 задание«Отгадай загадку» Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок! 1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? - Лесник! 2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? - Лесовик! 3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,чтобы путники заблудились? - Леший! 4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. Лист. 5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает. Одним проходу не дает, других он подгоняет. -Ветер 6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий, В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. -Дождь Молодцы, справились с заданиями. - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Просмотр презентации «Осень» Практическая часть Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (Дети составляют картины осени ) Итог занятия Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся. ) - Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу. Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.) А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!