Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Якубин А. А., Скрипкин Е. А. Сравнение изменения уровня сплоченности суворовских коллективов 1 и 2 курсов обучения

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Анализ сплочённости коллектива суворовцев 1 курса обучения
На начало 2018-2018 учебного года на учебном курсе наблюдались проблемы во взаимоотношениях между отдельными суворовцами, группами суворовцев, шел процесс адаптации их друг к другу и к условиям содержания в училище. Благодаря организации мероприятий, направленных на сплочение коллектива (классные часы, интеллектуальные групповые и спортивные военизированные игры и соревнования, культурные совместные выходы и конкурсы, обсуждение на общих собраниях проступков суворовцев, в том числе с привлечением родителей последних, психологические тренинги на сплочение коллективов в конце года наблюдалось улучшение психологического климата во взводах и роте, стабильность таких показателей, как воспитанность, вежливость и дружелюбность, что наглядно видно из представленных таблиц № 2,3,4 и рисунков № 1,2 и 3.
Анализ сплочённости коллектива суворовцев 2 учебного курса
По возвращении суворовцев с летних каникул наблюдался процесс снижения всех показателей, вызванный отвыканием суворовцев от требований по поддержанию дисциплины и порядка, обусловленный к тому же возрастными особенностями суворовцев – в возрасте 12-13 лет начался процесс полового созревания и вытекающая от сюда возросшая вспыльчивость и агрессивность.
Благодаря проводимому комплексу мероприятий, во взводах учебного курса в течении 2019-2020 учебного года этот процесс удалось стабилизировать и улучшить в течении второй и третьей четвертей, в течении 4 четверти наблюдался, как и в 2018-2019 учебном году, незначительный спад, обусловленный общей усталостью суворовцев.
Общее состояние психологического климата во взводах и на курсе в целом, состояние таких показателей, как воспитанность, вежливость и дружелюбность, повысилось в 2019-2020 учебном году по сравнению с 2018-2019 учебным годом, что наглядно видно из представленных таблиц №№ 2,3,4 и рисунков №№ 2,3 и 4.

Социометрия

Исследования проводились в виде анкет, в которых был ряд вопросов, характеризующих негативное, либо доброжелательное отношение к суворовцам своего взвода, были получены следующие результаты на конец 2019-2020 учебного года.
По результатам социометрии во взводах роты нет суворовцев, попадающих в категорию «отверженные», отсутствуют отдельные изолированные группы, изолянты и отрицательные лидеры. Имеется незначительное количество суворовцев, попадающих в категорию «непринятых» и «пренебрегаемых», в основном это связано с их низкой успеваемостью, все эти суворовцы находятся в группе динамического наблюдения, сними ведётся дополнительная работа. В течении года велась работа с этими суворовцами, направленная на повышение самооценки, развитие их позитивных качеств. Результаты работы представлены в таблице №1 «Анализ работы с суворовцами, имеющими статус «непринятый», «пренебрегаемый».
Таблица 1. «Анализ работы с суворовцами, имеющими статус «непринятый», «пренебрегаемый»

взвод

Количество человек во взводе

Количество суворовцев, попадающих в категорию «непринятые»

Количество суворовцев, попадающих в категорию «изолянты»

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

1 взвод

19

4

-

1

-

2 взвод

20

6

-

-

-

3 взвод

20

5

-

1

-

4 взвод

20

2

-

3

-

курс

79

17

-

5

-


Благодаря комплексу принятых мер микроклимат в коллективах суворовцев улучшился, суворовцы стали более сплочёнными, дружными, статус «отверженных» группой суворовцев повысился, практически все в коллективе являются принятыми.
Каждый нашёл своё место, созданы условия для самовыражения, суворовцев, борьба за лидерство в группе перестала быть актуальной (каждый нашёл свое место в определённой области).
Повышение уровня воспитанности учебного курса
Эксперимент по оценке уровня воспитанности учебного курса с помощью ежедневного оценивания суворовцев в системе LMS-школы начат в сентябре 2018 года и заключается в субъективном оценивании воспитателями 15 свойств личности суворовцев, среди которых такие, как Аккуратность, Бережливость, Вежливость, Воспитанность, Дружелюбие, общительность, Ответственность, Скромность, Смелость, Справедливость и т.д. по шкале от 0 до 5 баллов. Результаты представлены на рисунке №1.
Гипотетически, по результатам относительно большого количества замеров можно сформировать интегративную оценку уровня воспитанности учебного курса в целом.
В период с сентября 2018 по июнь 2020 года была получена следующая динамика (средние оценки повзводно и для учебного курса), отраженная в таблице 2 «Средний бал по воспитанности», рисунке 1 «Динамика воспитанности суворовцев», Таблице 3. «Средний балл по вежливости», Рисунке 2. «Динамика вежливости суворовцев», Рисунке 3. «Динамика дружелюбности суворовцев», Таблице 4. «Средний балл по дружелюбности», Рисунке 4. «Динамика дружелюбности суворовцев».
Таблица 2. «Средний балл по воспитанности»

Взвод

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Средний показатель за год

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

1

4,1

4,1

4,4

4,4

3,7

4,07

4,5

3,89

4,17

3,91

2

4,3

3,74

4,3

4,12

3,9

4,09

4

4.02

4,12

3,99

3

3,8

3,72

4,4

3,95

4,6

4,04

4,5

4.01

4,32

3,93

4

4,8

4,02

4,5

4,08

5

4,03

4,5

3,96

4,7

4.02

итого

4,25

3,79

4,4

4,04

4,3

4,05

4,37

3,97

4,32

3,96



Рис. 1. Динамика воспитанности суворовцев

Таблица 3. «Средний балл по вежливости»

Средний балл по вежливости

Взвод

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Средний показатель за год

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

1

4,2

3,99

4,3

4,12

4

4,09

4,5

4,02

4,25

4,05

2

4,5

3,94

4,2

4,20

4,4

4,16

4,1

4.07

4,3

4,09

3

3,8

3,82

4,3

3,99

4,5

4,07

4,5

4.00

4,27

3,97

4

5

4,00

4,7

4,05

4,9

4,08

4,5

4,01

4,77

4.03

итого

4,37

3,93

4,37

4,09

4,45

4,10

4,4

4,02

4,39

4,03













Рис. 2. Динамика вежливости суворовцев

Таблица 4. «Средний балл по дружелюбности»

Взвод

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Средний показатель за год

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

2018-2019

2019-2020

1

4,1

4,03

4,1

4,06

3,8

4,03

4,3

3,98

4,07

4,02

2

4,2

3,99

4,4

4,05

4,1

4,00

3,8

3,99

4,12

4,00

3

3,9

4,03

4,4

4,02

4,8

4,01

4,5

3,94

4,4

4,00

4

5

4,02

5

4,00

5

3,98

5

3,95

5

3,98

итого

4,3

4,01

4,47

4,03

4,42

4,01

4,4

3,95

4,39

4,00













Рис. 3. Динамика дружелюбности суворовцев

Раскрытие творческого потенциала суворовцев
Для суворовцев в 2018-2019 году был разработан ряд мероприятий, направленных на раскрытие их творческих способностей, суворовцам была предоставлена возможность самореализации в системе дополнительного образования, каждый суворовец мог заниматься в 2 различных кружках или секциях по выбору.
Вовлечение суворовцев в систему дополнительного образования
По итогам 2019-2020 учебного года был проведён анализ посещения обучающимися занятий в системе дополнительного образования, из которого видно, что 100% суворовцев учебного курса занято в кружках системы дополнительного образования, результаты мониторинга представлены в таблице №5 «Количество суворовцев, посещающих занятия дополнительного образования».
Таблица 5. «Количество суворовцев, посещающих занятия дополнительного образования»

взвод

Количество человек во взводе

Количество человек, посещающих занятия дополнительного образования

Процент обучающихся, посещающих занятия дополнительного образования

1 взвод

19

19

100%

2 взвод

20

20

100%

3 взвод

20

20

100%

4 взвод

20

20

100%

курс

79

79

100%


Причины непосещения обучающимися занятий дополнительного образования:
- занятия суворовцев в спортивных секциях с инструкторами по физической культуре, тренировки не позволяют совмещать секции и кружки;
- задолженности по предметам обучения – слабоуспевающие суворовцы регулярно посещают консультации по основным предметам (иностранные языки, математика, русский язык);
- участие отдельных суворовцев в олимпиадах и конкурсах различного уровня, подготовка к которым отнимает много времени;
Как результат проводимой вышеперечисленной работы коллектива воспитателей учебного курса - стабильно высокие результаты в учёбе: согласно итоговой отчетности за 2019-2020 учебные годы, количество обучающихся на «4»,»5» составляет 64 человека, число отличников курса – 4.


2020