Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Козлов М.А. Дополнительное образование обучающихся в рамках внеурочной деятельности по дорожной безопасности

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.1995 года, №198-ФЗ. В этих целях реализуется рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций Белгородской области «Школа дорожной безопасности»
Актуальность создания программы внеурочной деятельности «Школа дорожной безопасности» обусловлена противоречием между высоким уровнем ДТП и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы по обеспечению безопасности школьников на дорогах и улицах города, поселка, села. Ее реализация направлена на формирование у детей представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.
Программа включает в себя наблюдения и экскурсии, деятельность детей на пришкольной площадке, разыгрывание дорожных ситуаций, подвижные игры и соревнования, чтение художественной литературы, а также деятельность детей в различных образовательных областях. В помощь педагогам разрабатывается перспективное и тематическое планирование работы по ознакомлению детей с дорожной грамотой, организуется работа с родителями и общественностью.
В приложении к программе представлены разработки занятий, а также вечеров развлечений и театрализованных игр. Разработанная система диагностики позволяет осуществлять практический контроль за динамикой развития детей и личностно ориентированный подход к обучению каждого ребёнка правилам дорожного движения с учётом специфических индивидуальных показателей.
Данная программа снабжена обширным литературным материалом для чтения и заучивания наизусть (загадки, стихи, сказки, рассказы), описанием дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр и игр-соревнований, что позволит педагогам сэкономить время на их поиски. Педагог может использовать предложенный материал полностью или частично, по своему усмотрению. Предложенный материал помогает усвоению программы, делает процесс обучения правилам дорожного движения практично-прикладным.
Актуальность данной программы состоит в том, что в процессе её реализации решаются теоретические и практические вопросы профилактики ДДТТ, обучающиеся получают знания и отрабатывают умения, позволяющие им чувствовать себя уверенно на улицах города, поселка, села, а также у них развивается познавательный интерес в области истории, автомобиля и Правил дорожного движения.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в результате прохождения данного курса обучающиеся овладевают знаниями и навыками правильного поведения в конкретной дорожной ситуации, приобретают такие качества в вопросах безопасности на дорогах, как самодисциплина и самоконтроль, которые в дальнейшем помогут им сохранить своё здоровье на улицах города. Программа ориентирована на здоровье сберегающие ценности, на партнёрское отношение детей и взрослых, на создание условий для развития социально-адаптированной личности в вопросах безопасности дорожного движения.
Обучение детей действиям в ситуации на дорогах – сложный и многоплановый процесс,который не должен ограничиваться рамками учебника ОБЖ и сводиться лишь к подаче общеизвестных правил. Обучающиеся на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка, когда они будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том, что она насыщена игровыми моментами, способствует развитию творчества, самостоятельности, помогает подготовиться к действиям в сложных дорожных ситуациях и знакомит с правилами собственной безопасности и правилами оказания первой медицинской помощи. Программой предусмотрено знакомство с историей ГИБДД в России. Программа направлена на формирование у детей сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Литература:
1.  Рабочая программа «Школа дорожной безопасности» для обучающихся 5-7 классов Белгородской области
2.  Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Учприбор, 2009.
3.  Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
2019