НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Редченко А.А. Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на данном этапе развития, какие умения и качества они формируют, а также подробнее ознакомимся с данным средством речевого развития на примере малых форм фольклора авторов Южного Урала.
Ключевые слова: художественное слово, фольклор, уникальность, дети раннего возраста, малые формы фольклора.
Первый принцип федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обязывает нас заниматься поддержкой разнообразия детства; сохранять уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому нам необходимо как можно лучше обогатить личностное развитие детей с помощью широкого спектра разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Именно художественное слово - детская литература и фольклор играют важную роль в процессе развития речи детей раннего возраста.
Художественное слово способствует развитию ряда умений у ребенка, таких как умение вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл; умение ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства. Также развивает такие качества, как словотворчество и образность речи детей. Помогает становлению нравственного развития личности ребенка.
Именно с помощью фольклорных произведений, характеризующихся богатством, яркостью речи, происходит приобщение детей раннего возраста к устному народному творчеству. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать и вводить в повседневный разговор пестушки, заклички, потешки, прибаутки и колыбельные.
Многие авторы по всей России работали над проблемой развития детей на идеях народной педагогики. Например, в работах Л. Парамоновой, М. Гутар и Е. Балко подчеркивается, что «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре». Филосов В.С. Библер пишет о диалоге культур, который представляет собой основу универсальности. И.С. Кон и В.С. Мухина считают, что развитие человеческого в ребенке сопровождается процессом идентификации с одним или несколькими сообществами.
Необходимость передачи детям универсального наследия стала толчком в создании ЮНЕСКО совместного проекта «Ребенок – посланник и носитель культуры, реализовать которую могут как страны, так и отдельные регионы».
Так в целях воспитания и развития детей на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой, Е.Г. Лопатиной и В.И.Турченко была разработана программа «Наш дом – Южный Урал», которая помогает не только развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действенный интерес к народной культуре, но и обогащает интеллектуальную, информационную сторону ребенка, способствует его приобщению к народной культуре.
В своей работе с детьми раннего возраста я всегда стараюсь максимально использовать разнообразные потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные, тем самым на протяжении всего дня вызывать у малышей эмоционально – положительное отношение и сохранять радостное настроение.
С помощью ручек и пальчиков мы с детьми в процессе игры осваиваем потешки. Так, играя с пальчиками ребенка, я приговариваю:
- Мальчик - пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец).
Пестушки мне помогают в проведении необходимых для ребенка гигиенических и физических процедурах. В процессе умывании, чтобы привлечь внимание детей, я говорю:
Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней.
А потом лицо и шею
Я намылю поскорее.
Стану сразу чистый-чистый,
И веселый, и лучистый.
Осваивать навыки ходьбы весело и непринужденно помогает следующая пестушка:
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Чтобы обучить ребенка различным движениям руками, чаще всего использую:
- Лады - лады - ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.
Во время приема пищи, пытаясь вызвать у детей желание есть, проговариваю такую прибаутку:
Это – ложка,
Это – чашка,
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Как же так?
В сон - час не всем деткам удается быстро уснуть, присаживаясь рядом и поглаживая ребенка, напеваю колыбельную:
Ай, люлю, люлиньки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Юра засыпать.
Наша работа будет наиболее эффективна, если работать в тандеме с родителями воспитанников. Поэтому мы используем информационные стенды, где вывешиваем не только информацию, касающуюся организационных моментов, а также план действий на неделю по определенной теме, по которому мы работаем. Создаем буклеты с основными прибаутками, потешками, пестушками и стишками, чтобы родители дома самостоятельно продолжали заниматься с детьми, тем самым закрепляя у детей полученные знания в садике.
Исходя из своего опыта работы, я поняла одно важное условие успешного развития речи у детей раннего возраста – это каждодневное повторение полюбившихся малых форм фольклора в течение всего дня, позволяющее положительно воздействовать как на детей, так и на процесс воспитания.
Библиографический список
1.       Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в схемах и таблицах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб.: КАРО. 2014. – 112с.
2.       Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 212 с.
3.       Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста/ [сост. Т.Н. Крохалева]. – Челябинск: Взгдяд, 2007.- 175 с.
4.       Пикулева Н.В. Слово на ладошке: занятия, обогащающие внутренний мир ребенка. – Челябинск: Изд – во Марины Волковой, 2006. – 236 с.
2019