Исупова Е.Г. Проявления агрессивности у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
В последние годы по всему миру, в том числе и в наиболее развитых странах, наблюдается значительный рост социальной напряженности. Экономические и социальные факторы в первую очередь оказывают непосредственное влияние на взрослых, психика которых уже более устойчива. Но, тем не менее, через рост агрессивности взрослых в семье, снижения уровня жизни, роста числа неблагополучных семей, все эти факторы начинают оказывать влияние и на подростков. При этом они зачастую воспринимают их куда более остро, чем взрослые. А соответственно и рост агрессии среди подростков выше и более ярко проявляется. Психологические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые, они достигают наибольшей степени выраженности. Подростковый возраст как переходный этап предполагает ряд изменений и вопросов, которые требуют психосоциальной адаптации, и могут оказаться неподвластными некоторым подросткам. В конечном итоге, может развиться дисфункциональное адаптационное поведение, такое как агрессия. Агрессия наблюдается у большинства ребят подросткового возраста. Степень выраженности подростковой агрессии зависит от таковых социальных причин, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных отношений со сверстниками, социальные условия. В концепции психического развития детей подросткового возраста лежит зарождение и преодоление диалектических несоответствий между: 1) порождаемыми деятельностью подростка новыми потребностями и возможностью их самоудовлетворения; 2) возросшими физическими, интеллектуальными и духовными возможностями подростка и старыми, создавшимися ранее, формами психической организации его взаимоотношений с окружающими. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подчёркиваются трудности в общении как со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и не речевых, недопонимание ситуации ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Стремление самоутвердиться в такой обстановке приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к осознанию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к проступкам других, а свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме. Агрессивные проявления у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бывают: • средством достижения определённой цели; • способом психологической разрядки или замещения блокированной потребности; • самоцелью; • способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и особых мероприятий на различных уровнях общественной организации: общегосударственном, правовом, финансовом, медико-санитарном, педагогическом, общественно-психическом. Условиями удачной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Важнейшим условием действенной социализации и профилактики развития агрессивных форм поведения является формирование мотиваций привязанности, посредством которой у ребенка возникает необходимость во внимании, интересе и согласии окружающих, и в первую очередь родителей. Комплексная система психолого-педагогической коррекции, основанная на учете личности особенностей ребёнка и условия его социального окружения, способствует созданию отношений сотрудничества, развивает адекватные способы реагирования в конфликтной ситуации, разрушает деструктивные тенденции в поведении подростка и приводит в целом к снижению агрессии. Следовательно, подход к коррекции агрессии должен носить интегративный характер, включать в себя методы воздействия на биологические, личностные и социальные факторы. Коррекционная служба по профилактике агрессивного поведения с детьми обладает своими особенностями. Главный упор следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совсем малопродуктивными оказываются общие диалоги о необходимости «отлично себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка с учетом особенностей его характера и возможностей. Использованные источники: 1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой // Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. 2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. - СП-б.; Изд. «Речь», 2006. 3. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика / В.В. Воронкова, Т.В. Алышева, Г.В. Васенков. – М.: Дрофа, 2009