Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Сквозь сонм веков благословляет,
Бичует, учит, исцеляет
Гармонией предвечных слов
Своих божественных стихов,
Триумф добра предвосхищает
И к покаянью призывает
Подлунный инфернальный мир
Глашатай истины – Шекспир!
«Прогнило что-то в Датском королевстве» («Somethingis rotten in the of Denmark»).Современное информационное пространство России подспудно разрушает традиции школы. Однако идея рынка- «Сначала хлеб, а нравственность –потом» (Б.Брехт) – не может стать основной. Личность могут воспитывать только вечные истины и общечеловеческие ценности, поэтому содержание обучения должно быть средством развития личности. Памятуя, что все творческое и личностное – родом из детства, в своей педагогической деятельности следует чаще обращаться к классике мировой художественной культуре. Не стоит избегать поэзии- «высшего идеала человека, тончайшего эфира, утонченного экстракта, квинтэссенции жизни, ударов пульса мировой жизни, его крови, его огня, его света» (Гегель).
«Эстетка-это этика будущего» (М.Горький), ибо духовное богатство гения, биотоки всего мира, глубинные силы родной земли- противоядие вульгарности масскультуры и мощное средство мотивации развития личности. Необходимо непрерывно работать над творением человека, ибо в школе закладываются основы того отношения к искусству, плоды которого человек пожинает всю свою последующую жизнь. «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее (Д.С.Лихачев).
Целостное воспитание человека культуры и нравственности («гражданина Мира»)-праведный путь современного сеятеля –гуманиста. В условиях культурного голода ребенок теряется в хаосе бульварной прессы, «мыльной» кинопродукции, безумной бравады попсы. Чтобы противостоять этому страшному явлению, необходимы нравственные критерии, а не идея прагматизма. Школа вынуждена бороться с наплывом аморальной и агрессивной масскультуры, и проблемы школы просто невозможно однозначно определить – духовность безгранична. «Человек только тогда становится человеком, когда у него есть ценности его собственной личности», а задача гуманитарных предметов- приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям, формировать отвращение ко всему бесчеловечному. Как очеловечить и морализировать процесс образования в борьбе за детские души в условиях духовно-психологического кризиса общества? В процесс тотального окультуривания должны быть вовлечены школы «риска»-массовые образовательные учреждения. В этом нам поможет изучение иностранного языка –языка образования. Овладеть иностранным языком на функциональном уровне невозможно без достаточного запаса знаний об особенностях страны изучаемого языка, без расширения информационного поля личности средствами мировой художественной культуры. Учащимся предоставляется уникальная возможность учиться на образцах классических текстов, что способствует развитию личности, ёё идейному становлению, воспитанию художественного вкуса, развивает культуру речи, слова, позволяет непосредственно почувствовать красоту и гармонию английской поэзии, вызвать личное отношение к классике прошлого.
Чтобы развить социокультурные компетенции, активизировать творческое воображение, эмоциональное восприятие, суждения учащихся, а также заинтересовать, увлечь, обогатить, сформировать вкус привить любовь к английскому языку-рекомендуется использовать в свой работе аутентичные тексты, например, из популярной серии «Английский клуб». Так как личность характеризуется иерархией мотивов, то и социокультурное развитие учащихся на уроках иностранного языка осуществляется в процессе мотивированной коммуникативной деятельности.Целью овладения иностранным языком становится нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется обучение и происходит усвоение иноязычной культуры (цель- человек, содержание-культура). Поэтому на вопрос И.Б.Короткиной «Structure? Culture or Literature? What English to teach?» - существует однозначный ответ: формирование коммуникативных компетенций-средство развития духовно-нравственного потенциала личности в контексте вечных ценностей. Афоризмы, поэзия, рассказы и сказки, драматические произведения, художественные фильмы, страноведческие материалы призваны образовывать личность, а не прагматичные или – того хуже-псевдокультурные опусы, явно подстраивающиеся под мещанскую «вкусовщинку».
Едва ли наших старшеклассников заинтересуют «проблемы» самодостаточных молодых людей из зрелого демократического зарубежья, предлагаемые авторами международных пособий по английскому языку. Прецедентные тексты- фундамент духовно-нравственного и эстетического развития личности, ибо «разумное» и «нравственное» совпадут только в контексте вечных ценностей. В арсенале каждого учителя должны быть художественные образцы шекспировской классики: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Сонеты». Необходимо, чтобы как можно раньше учащиеся столкнулись с великим драматическим миром Шекспира и тратили энергию ума и души, постигая его произведения. Алгоритм изучения классического текста традиционно- методичен: ознакомление – тренировка -применение. Ценным является то, что слитые воедино чтение, аудирование и культуроведени, требуют мыслительного переструктурирования этого проблемного материала, что в свою очередь, стимулирует творческую активность учащихся и мотивируют выход в устную речь. Развитие социокультурных компетенций при изучении трагедий происходит через коммуникативно-ориентированные упражнения, направленные на проверку понимания текст и развития устной и письменной речи.
Приведу пример культуросообразной подачи материала на интегрированном уроке.
1.Эмоциональный фон - инсценировка, художественное чтение отрывков, просмотр фильмов, роликов, музыка.
2.Проблемная ситуация- афоризмы, проблемный вопрос, план, рисунок, атрибут.
3.Презентация-письменный проект, анализ, защита рисунка, сценки, ролевая деловая игра, драматизация и обсуждение.
Человек вечен. Непреходящи его нравственные ценности. Конечный результат ценностно-ориентированного образования – гуманный, цивилизованный, всеми уважаемый гражданин 21 века. И что не менее важно, изучение классических шедевров на языке международного общения приближает нас к осуществлению мечты о «хороводе народов вокруг земного шара».
Библиографический список
1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Москва, 2009.2. Белянко Э.А. Использование приема драматизации при обучении иностранному языку/Э.А. Белянко//Иностранные языки в школе.-2010.-№5.-С.51-53.
3. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11.