Актуальные вопросы начального общего образования

Велиева Э.О. Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН) в начальной школе

Библиографическое описание:
Велиева Э.О. Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН) в начальной школе // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Современная школа ставит перед собой задачу развития личности каждого ребенка, формирования его самостоятельности, творческого мышления и способностей. Одним из основных методов достижения этой цели является организация самостоятельной деятельности детей на уроке в начальной школе.

Самостоятельная работа детей на уроке – это активный процесс, включающий в себя выбор задач, постановку целей, планирование и осуществление действий, анализ результатов. Такой подход к обучению способствует развитию умений самостоятельно мыслить, принимать решения, адаптироваться к различным ситуациям.

Для успешной организации самостоятельной деятельности детей на уроке необходимо создать соответствующие условия. Прежде всего, учитель должен предоставить детям возможность выбора задач, которые они будут выполнять. Это могут быть индивидуальные или групповые проекты, задания на развитие творческих способностей или исследовательские работы.

Кроме того, важно предоставить детям доступ к различным образовательным ресурсам: учебникам, справочной литературе, интернету, обучающим программам. Это позволит им самостоятельно исследовать интересующие темы и находить ответы на возникающие вопросы.

Не менее важным является создание атмосферы поддержки и взаимопомощи среди учащихся. Учитель должен поощрять их инициативу, помогать в решении возникающих трудностей, стимулировать обмен опытом и знаниями между учениками.

Организация самостоятельной деятельности детей на уроке позволяет им развивать свои способности, проявлять творческий потенциал и формировать навыки самообразования. Этот подход к обучению способствует формированию уверенности в своих силах, а также развитию ответственности и самодисциплины.

Вот пример урока самостоятельной деятельности детей на уроке в начальной школе по теме "Исследование растений":

1. Начало урока: учитель объясняет детям, что они будут проводить исследование растений на участке школьного двора. Он предлагает детям выбрать группы по 3-4 человека, чтобы каждая группа могла самостоятельно исследовать определенный участок.

2. Подготовка к исследованию: учитель предоставляет детям списки вопросов, которые они должны будут ответить в ходе исследования, например: "Какие растения растут на вашем участке?", "Какие цветы вы видите?", "Какие листья имеют наибольший размер?" и т.д.

3. Исследование: дети отправляются на свои участки и начинают проводить исследование растений. Они фиксируют свои наблюдения, делают заметки, рисунки и фотографии.

4. Обсуждение результатов: после завершения исследования, дети возвращаются в класс, где каждая группа представляет свои результаты. Учитель стимулирует обсуждение и анализ полученных данных, задает вопросы, направляющие мышление детей.

5. Заключительная часть: на основе полученных данных дети формулируют выводы о разнообразии растительности на школьном участке, обсуждают взаимосвязь растений с окружающей средой.

Еще одним примером самостоятельной деятельности детей является урок по теме "Исследование животных":

1. Начало урока: учитель объясняет детям, что они будут проводить исследование животных на участке школьного двора или в близлежащем парке. Он предлагает детям выбрать группы по 3-4 человека, чтобы каждая группа могла самостоятельно исследовать определенный участок.

2. Подготовка к исследованию: учитель предоставляет детям списки вопросов, которые они должны будут ответить в ходе исследования, например: "Какие животные вы видите?", "Где они обитают?", "Что они едят?" и т.д.

3. Исследование: дети отправляются на свои участки и начинают проводить исследование животных. Они фиксируют свои наблюдения, делают заметки, рисунки и фотографии.

4. Обсуждение результатов: после завершения исследования, дети возвращаются в класс, где каждая группа представляет свои результаты. Учитель стимулирует обсуждение и анализ полученных данных, задает вопросы, направляющие мышление детей.

5. Заключительная часть: на основе полученных данных дети формулируют выводы о разнообразии животного мира на участке, обсуждают взаимосвязь животных с окружающей средой.

Такие уроки также позволяет детям самостоятельно исследовать окружающий мир, развивать навыки наблюдения, анализа и обобщения информации, а также работать в команде и общаться друг с другом.

Таким образом, организация самостоятельной деятельности детей на уроке в начальной школе играет важную роль в формировании личности ребенка, его интеллектуального и эмоционального развития. Она способствует формированию навыков самоорганизации и саморегуляции, которые будут полезными для ребенка не только в учебной деятельности, но и в жизни в целом.

Список литературы:

1. Амелина Н. Формирование самостоятельности младших школьников основе использования активных методов обучения // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021 № 1 (14). С. 8

2. Бутко А. А. Роль смешанного формата обучения в формировании самостоятельности младших школьников // Вестник ГГУ. 2020 № 5 С. 15–22.

3. Есипов Б. П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке // Педагогика. 2011 №8. С. 36–42.
2024-03-06 10:29 2024