НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шульдешова О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО

Библиографическое описание:
Шульдешова О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

В условиях модернизации системы образования, включая дошкольное образование, главной стратегической задачей государственной образовательной политики Российской Федерации является улучшение эффективности использования современных образовательных технологий в процессе обучения. Воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет, то есть в раннем возрасте, является актуальной проблемой современного общества.

Первые годы детства играют решающую роль в общем развитии ребенка, являясь отправной точкой для всех последующих этапов его жизни. Именно в этот период закладываются основы здоровья и интеллектуального развития ребенка, а его умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения.

В современной педагогике основной задачей является включение самоценности периода раннего возраста в воспитательный процесс, чтобы она стала фундаментальным основанием для всего последующего развития ребенка.

В настоящее время ведется значительная работа по оживлению области педагогики раннего детства, включающая создание новых программ, разработку методик и внедрение развивающих технологий.

В последние годы технологический подход, который изначально применялся в области предметного образования, стал использоваться в других сферах, что приводит к различным трактовкам ключевого термина - педагогической технологии. Некоторые источники рассматривают ее как систему упорядоченных действий, которые приводят к достижению заданных результатов.

Среди современных образовательных методов, которые можно использовать в группах раннего возраста, можно выделить информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Использование информационно-коммуникационных технологий, включая работу с детьми раннего возраста, позволяет комбинировать различные инструменты, способствующие более глубокому усвоению материала и обогащению его визуальной информацией. В детском саду для этого могут быть задействованы такие средства ИКТ, как компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, аудиоаппаратура, фото- и видеооборудование и другие.

Использование информационно-коммуникационных технологий вместо традиционных методов обучения имеет несколько преимуществ. В образовательном процессе электронные устройства могут представлять информацию различными способами, такими как анимированные слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Это помогает привлечь внимание детей, создать мотивацию к обучению и стимулировать их познавательную активность.

Использование разнообразных ресурсов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует созданию наглядности и улучшает запоминание материала. Это особенно важно для детей раннего возраста, так как помогает развивать наглядно-образное мышление. С помощью слайд-шоу и видеороликов можно показать различные природные явления, птиц и животных, наблюдать за которыми не всегда просто. Например, можно показать распускающийся подснежник или одуванчик, скворца, сидящего рядом со скворечником, журчащий ручеек и т.д. Анимация может быть использована для выделения наиболее важной информации на слайде. Движение картинки создаст эффект волшебства и привлечет внимание ребенка, помогая ему увидеть и запомнить предлагаемую информацию. Таким образом, специально разработанные материалы педагога, представленные в новом виде, будут легче восприняты и запомнены.

Для эффективного использования средств ИКТ воспитателю необходимо тщательно изучить и придерживаться требований, установленных нормативными документами: СанПИН, ФГОС ДО, ФОП ДО.

Технология игрового обучения – это набор методов и подходов, которые используются для организации учебного процесса в виде игр. Главная цель использования игровой технологии заключается в развитии личности ребенка и его способностей. Путем правильной организации игры педагог может успешно решить любую образовательную задачу.

Во время игры даже ребенок, который обычно пассивно узнает о мире, становится активным участником. В отличие от других образовательных активностей, в игре ребенок не боится совершать ошибки или делать что-то неправильно. Он играет, основываясь на своих интересах и способностях, стремясь проявить себя; он занимается, не потому что взрослый заставляет его, а по своей собственной воле, под влиянием игровых материалов, которые привлекли его внимание.

В основном, обучение, развитие и воспитание детей раннего возраста основываются на использовании игровых методов и технологий. Кроме того, в этом возрасте дети способны воспринимать простые интерактивные методы, которые включены в игровые активности.

Технология «Говорящая стена». Главная идея «говорящей стены» - преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и воспитывающую. Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

- способствует активной игре, образовательной деятельности и творческому развитию детей;

- позволяет адаптировать образовательные программы с учетом конкретных обстоятельств;

- способствует развитию различных навыков и качеств дошкольников, таких как внимание, память, моторика, речевое и визуальное восприятие, воображение и мышление;

- создает благоприятную эмоциональную атмосферу для детей.

«Говорящая стена» - это своеобразный живой экран. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме. На стенах в группе крепят магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, игры и тематические картинки.

Ковролининг. Метод ковролинографии является одним из способов улучшения моторики пальчиков. Применение коврографа при работе с детьми раннего возраста способствует развитию различных интеллектуальных навыков, таких как логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь. Кроме того, он способствует развитию творческого потенциала дошкольников, улучшению координации движений, мелкой и общей моторики, а также ориентации в пространстве и собственном теле. Метод также способствует развитию зрительного, тактильного и слухового восприятия, включая распознавание цветов, форм и размеров.

Ковролинограф – ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа. Однако ковролинограф имеет некоторые преимущества перед фланелеграфом. Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

Куклотерапия. Куклы, которые являются неотъемлемой частью детства и детской культуры, имеют особое значение для психологического и морального развития детей. С помощью этих игрушек дети могут переживать события своей и чужой жизни, выражая свои эмоции и моральные установки в рамках своего понимания. Кукла или мягкая игрушка становятся заменителем настоящего друга, который всегда понимает и не хранит обиды. Поэтому большинство детей, а иногда и подростков, испытывают потребность в таких игрушках.

Указанный подход основан на определении ребенка с помощью его любимых персонажей из мультфильмов, сказок и игрушек, и он основывается на трех основных концепциях: "игра", "кукла" и "кукольный театр".

Куклотерапия выполняет следующие функции:

- Устанавливает эмоциональный контакт и объединяет детей в коллектив, что делает ее коммуникативной функцией;

- Снимает эмоциональное напряжение, являясь релаксационной функцией;

- Способствует развитию психических процессов, таких как память, внимание, восприятие и другие, что делает ее развивающей функцией;

- Обогащает информацией об окружающем мире, что относит ее к обучающей функции.

Использование кукол на занятиях и при индивидуальной работе с детьми способствует коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию речи и укреплению связи между ребенком и педагогом.

При использовании куклы в качестве средства воспитания, развития и обучения в работе с детьми раннего возраста, педагоги ДОУ предпочитают использовать традиционные куклы-игрушки, такие как пупс, младенец, кукла-ребенок и кукла в национальном костюме. Не рекомендуется использовать современные вариации куклы-барби в этих целях, поскольку они предназначены исключительно для игры.

Здоровьесберегающие технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии представляют собой целую систему воспитательных, коррекционных, профилактических и оздоровительных мероприятий: соблюдение требований СанПиНа, режима дня, организация рационального питания, оптимизация двигательного режима, физкультурные занятия и досуги, комплексы закаливающих мероприятий, формирование основ здорового образа жизни. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что в его организме нет никаких органов или частей, которые лишние или неприятны, и что все части тела требуют одинакового и постоянного ухода, особенно в отношении чистоты.

Необходимо уделять особое внимание значимости зарядки, приема пищи, прогулок, сна и других режимных моментов для организма. Важно представить информацию о том, что полезно и что вредно для организма в доступной форме. Обучение по этим направлениям должно проводиться как на занятиях (при изучении окружающего мира и художественной литературы), так и во время режимных моментов в различных формах (ситуативные беседы, игры-имитации). Регулярное и систематическое использование различных методов, направленных на сохранение здоровья, в конечном итоге поможет сформировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни.

Для улучшения качества образования и обеспечения полноценного и всестороннего развития детей раннего возраста, необходимо внедрение современных технологий в педагогическую практику. Применение современных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс более эффективным и ориентированным на индивидуальность каждого ребенка. Важно не только определить, ЧТО нужно обучать, но и определить, КАК это лучше сделать.
2024