Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Федорова Е.А. Использование метода CLIL при разработке урока по английскому языку для старших классов на тему «Политическая система США»

Библиографическое описание:
Федорова Е.А. Использование метода CLIL при разработке урока по английскому языку для старших классов на тему «Политическая система США» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

В данной статье разрабатывается вариант введения лексический темы «Политическая система США» на уроке по английскому языку для старших классов российской общеобразовательной школы. Тема вводится согласно основным принципам метода CLIL (Content and Language Integrated Learning – предметно-языковое интегрированное обучение). Данный метод позволяет формировать устойчивые межпредметные связи и применять иностранный язык для познания других наук и сфер жизни. Таким образом, в данном исследовании разрабатывается план урока по английскому языку для 10-11 классов общеобразовательной школы на тему “Political structure of the USA” («Политическая система США»). Урок разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения.

Цель урока: расширение знаний об устройстве политической системы США и ее основных институтах.

Задачи:

1. Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению лексического материала по теме.

2. Развивающие: способствовать развитию мышления и готовности к участию в социокультурной деятельности.

3. Воспитательные: способствовать формированию гражданской идентичности учащегося; воспитать культуру общения; сформировать осознание ценности изучения английского языка.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока:

I. Мотивационно-целевой этап. Приветствие учеников и проверка готовности к уроку.

II. Этап актуализации знаний.

Учитель задает учащимся вопрос: “What is a political system? How do you understand this term?” («Что такое политическая система? Как вы понимаете данный термин?». Учащиеся высказывают свои предположения. Выслушав все варианты, учитель показывает на интерактивной доске определение (рис. 1) [3].

Рисунок 1. Определение политической системы.

Затем учитель предлагает ученикам рассказать о том, что они знают об устройстве политической системы в России: “What do you know about the political system in Russia?”. («Что вы знаете о политической системе в России?») Учащиеся делятся своими знаниями из курса обществознания.

III. Этап изучения нового знания.

1. Введение лексики.

Учитель вводит новую лексику из книги English Vocabulary in Use по типам правительств [4]. Для этого записывает слова на доске или раздает каждому ученику печатный материал. Среди лексического материала находятся слова: republic, monarchy, federation, democracy, dictatorship, independence.

Следующим этапом учитель мотивирует учащихся к проверке записанной лексики и ее отработке, для этого включает на интерактивной доске упражнение на сопоставление слова и его дефиниции (рис. 2) [2].

Рисунок 2. Упражнение на платформе LearningApps.org

2. Работа с видео.

В качестве обучающего ресурса на данном этапе было выбрано видео с образовательного канала TED-ed, в котором описываются политические процессы в США, в частности, ветви власти [1].

Учитель задает вопросы:

1) “What type of government has the USA got?” («Какой тип правительства в США?»).

2) “What types of power are there in the USA?” («Какие типы власти есть в США?»).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3. Презентация.

Для аккумулирования полученной информации учитель показывает презентацию на тему “Political System of the USA”. В презентации рассматривается вопрос о ветвях власти в США и их представителях. Презентация составлена на основе материала из книги Politics for Beginners (рис. 3) [3].

Рисунок 3. Ветви власти в США.

4. Работа с языковым материалом.

Учитель открывает на интерактивной доске слайд из презентации с таблицей по словообразованию с тематической лексикой (рис. 4) [4]. Задача учащихся назвать цепочку однокоренных слов полностью.

Рисунок 4. Задание на словообразование.

На доску прикреплены разрезанные части предложений с использованной лексикой. В качестве примера было взято упражнение из книги English Vocabulary in Use Upper-Intermediate (рис. 5) [4]. Учащиеся выходят к доске и соединяют части.

Рисунок 5. Задание на соединение частей предложений.

5. Задание по тексту.

На интерактивной доске открыто упражнение на заполнение пропусков в тексте о политической системе США (рис. 6) [3; 4]. Ученики по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные слова.

Рисунок 6. Задание по тексту на платформе LearningApps.org

IV. Этап самоконтроля.

Учитель задает итоговый вопрос о политической системе в США: “So what do you know now about the political system in the USA?”. («Так что же вам известно о политической системе в США на данный момент?»)

Затем учитель спрашивает, что понравилось на уроке, был ли понятен материал, какие есть предложения по его усовершенствованию.

V. Этап рефлексии учебной деятельности.

Учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание. Учащиеся должны подготовить эссе на одну из выбранных тем: 1) “The main institutions of the political system of the USA”; 2) “The Importance of Political Awareness in Today’s World“.

Разработанный план урока по теме “Political structure of the USA” («Политическая система США») применяется на этапе старшей школы, при этом тема рассматривается либо в контексте рабочей программы (УМК «Английский язык», А.А. Алексеев, 10 класс), либо как внеурочное занятие, если в программе данной темы нет.

Библиографический список

1. Кто за что отвечает в правительстве США? – Белинда Штуцман [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HuFR5XBYLfU (дата обращения: 02.06.2023).

2. Сервис по созданию интерактивных модулей (упражнений) Learning Apps [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org (дата обращения: 01.06.2023).

3. Frith A. Usborne Politics for Beginners. London: Usborne Publishing Ltd, 2017. 132 p.

4. McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use. Upper-Intermediate. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 280 p.
2023