Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Назин Р.Н. Обучение монологическому высказыванию в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В данной статье мы рассмотрим монологическую речь как объект обучения. Отметим, что монологическим высказыванием мы определим такой отрезок речевой цепи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это даёт нам повод говорить о том, что монологическое высказывание рассматривается как процесс коммуникации любого уровня - парного, группового, массового. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что любое монологическое высказывание по своей природе диалогично, и всегда кому-то адресовано, даже если сам говорящий является адресатом, хотя в структурном и многих других отношениях данные виды довольно специфичны.
Mонологическое высказывание может состоять из разных уровней: 1) слово (словоформа), 2) слово-сочетание, 3) фраза, 4) сверхфразовое единство, 5) текст. На любом из данных уровней монологическое высказывание выступает в процессе коммуникации в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т. п.
Коммуникативная единица разного уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний - это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз - синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста - логико-синтаксические.
У определенного уровня есть свои модели. Для модели слов - это типы словообразований, для модели словосочетаний - их типы, для всех других уровней - их основные структурные характеристики. Каждая модель может быть вербально наполнена, и тогда модель служит речевым образцом.
Высказывание на любом уровне можно охарактеризовать определенными параметрами, среди которых существуют и общие, и специфические для любого из уровней. Три первые уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению грамматической и лексической сторонами говорения, что и было рассмотрено выше; к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. В дальнейшем, говоря об обучении монологическому высказыванию, мы будем рассматривать лишь уровень сверхфразового единства. Можно сказать, что данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения и характерен для монологического высказывания, что определенно является ключом к овладению им. Монологическое высказыван6ие на уровне сверхфразового единства необходимо рассматривать и как деятельность (процесс) и как продукт. В этих двух случаях монологическое высказывание определяется разными параметрами. Когда мы говорим о деятельности оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативное, эвристично и проходит в определенном темпе. Как продукт монологическое высказывание всегда информативно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно.
Даже одно перечисление параметров монологического высказывания показывает, что обучение ему - чрезвычайно сложное дело, а вопросно-ответные упражнения не является самым адекватным средством обучения. Соответственно из всех параметров монологического высказывания отберём лишь три, которые и отражают его суть, и составляют определенную трудность, требуют особых средств обучения.
1. Относительно непрерывный характер высказывания. Процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество монологического высказывания определяет, прежде всего, весьма специфическую психологическую настроенность говорящего, в том числе и организацию его высказывания. Основной механизм в данном высказывании - это механизм сверхфразового упреждения. На основании вышесказанного можно утверждать, что монологическое высказывание не является суммой ответов на ряд вопросов.
2. Последовательность, логичность. Данное качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). Нет необходимости понимать буквально „Развитие идеи". Имеется в виду только ее уточнение, дополнение, пояснение, обоснование, а также и подходы к ней. Следовательно ключевая фраза может быть в любом месте монологического высказывания. Важно знать, для обучения, как разворачивается высказывание, какие в этом существуют закономерности, какие структуры находятся в основе разных видов монологического высказывания.
3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. „Монологическими" высказывания вида Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и опускаю письмо в ящик, являются всего лишь перечислением действий. Логичность действий в них - временная, а не смысловая, что используется лишь для формального употребления слов, временных форм и т. п. в процессе обучения. Однако в процессе коммуникации такие высказывания трудно оправдать.
Существует несколько этапов работы над монологическим высказыванием.
На первом этапе вырабатывается умение выразить одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Педагог называет тему, ученики произносят по очереди по одной любой фразе (точнее, предложению, так как это не говорение). Если учащийся и называет несколько предложений, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, определенной связи между ними нет.
Второй этап начинается тогда, когда ученики должны обратить внимание на логическую связь высказанных фраз. Такое высказывание как «Наш класс большой». «Наш класс чистый» плохо, так как предложения созданы по одной схеме, а высказывание «Наш класс большой. В нашем классе четыре окна» хорошо. На данном этапе необходимо преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.
Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь ученик должен включать элементы рассуждения аргументации.
Говоря о этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание следует называть микро высказыванием (микро монологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

Список используемой литературы

Методика преподавания иностранного языка/ Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.
Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1987.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.
nroman.n@yandex.ru
8 916 950-63-42
2018