Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Костерева О.С. Формирование социально-нравственной личности ребенка с ОВЗ в условиях сотрудничества детского сада и семьи

Библиографическое описание:

Костерева О.С. Формирование социально-нравственной личности ребенка с ОВЗ в условиях сотрудничества детского сада и семьи // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Задача социально-нравственного развития детей с ОВЗ (ЗПР) является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения.

Таких детей характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада.

Опыт работы показывает наличие больших сложностей при решении задач социально-нравственного воспитания, в то время как основной процент родителей детей с ЗПР являются социально неблагополучным, что обостряет работу по данной теме.

Свою работу я начинаю с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Я стараюсь поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

Я стараюсь привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия типа «Мама, папа, я». Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, экскурсий.

Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для родителей проводятся беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье, а также общие консультации, групповые родительские собрания.

Тематика индивидуальных, подгрупповых консультаций:

«Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей»;

«О детском эгоизме»;

«Как отвечать на детские вопросы?»;

«Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

«Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

«Воспитание самостоятельности и ответственности»;

«Как организовать труд детей дома» и др.

Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной информации. Информационно-просветительская форма направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста, в частности, по данному направлению. Для этого активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

Постоянно пополняется в группе индивидуальная картотека нравственных ситуаций для родителей с технологией их обсуждения, где прописано, в каких ситуациях что можете сказать или спросить и в чем это поможет ребенку (например, в ситуации «Украшение своего дома» можно спросить: все ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? В результате такой беседы ребенок учится высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д.).

В группе работает «Библиотека для родителей», где дан не только перечень произведений для совместного прочтения, но и предлагается брать рекомендуемую литературу на дом. Чтение и анализ художественных произведений (например: В.А.Сухомлинский «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецова «Мы поссорились», К.Д.Ушинский «Умей обождать», А.Барто «Помощница», цикл рассказов В.Осеевой и др.) незаменимы в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Также в «Библиотеке» отражены рекомендации по проведению этических бесед, которые могли бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений, например:

«Морозко»:

Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по - разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

В. Одоевский «Мороз Иванович»:

Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?

С.Аксаков «Аленький цветочек»:

Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласилась ехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца только за подарки? и т.д.

Для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях, в группах организовываются совместные конкурсы детей и родителей:

- поделки из природного материала;

- тематические выставки совместных работ;

- поделки к определенным праздникам.

Текущий учебный год в группе был посвящен семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя работу по темам: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи.

Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми. Я приглашаю родителей в группу для совместных с детьми сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Автобус», «Больница» и др.), в процессе которых активно развиваются не только партнерские умения, но и осуществляется работа по усвоению правил и норм поведения и общения.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием формирования личности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, что особенно необходимо при воспитании ребенка с ЗПР.

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых, что в первую очередь играет огромную роль в коррекционном развитии и воспитании ребенка с ЗПР.

Библиографический список:1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. Виноградовой А.М. - М.: Просвещение, 2009. - 270с.

2. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. №1. - С.100-106.

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272с.

4. Валлон А.Н. Психическое развитие ребенка. - М., 2008. - 230с.

5. Детская литература по данной проблеме (К.Д.Ушинский «Умей обождать», А.Барто «Помощница», цикл рассказов В.Осеевой и др.).
2023