Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. Детям дошкольникам еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но несмотря на это, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей, так как в данном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, личности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. Корни этого влияния — в языке нашего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Россия - Родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Благодатный патриотический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка. В народных фольклорных жанрах сохранились особенные индивидуальные черты русского народа, присущие ему нравственные ценности, а также представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности, красоте. Открывая детям народное творчество с его прибаутками, загадками, сказками, пословицами и поговорками воспитатель тем самым приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям. В русско-народном фольклоре особым образом сочетаются слова, напевность, музыкальный ритм. Потешки и прибаутки звучат ласковым говором, отражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее. Пословицы и поговорки несут в себе мудрость поколений, отражая жизненные позиции, при этом восхваляются положительные качества людей и указываются недостатки. Так как игра является ведущей деятельностью у детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем малышам есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа к удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома. Огромно достояние нашей народной культуры, необъятны границы интереса к творчеству народа России, неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народной культуры, создавая их своими руками. Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя. Последовательное планомерное ознакомление дошкольников с народным фольклором помогает им понять и раскрыть мудрость русского народа. Результатом такого ознакомления будет любовь, уважение и интерес к своему народу, восхищение его талантами. Таким образом, если мы хотим воспитать гражданина, патриота своей Родины, важно начинать с раннего возраста знакомить детей с родной культурой, с произведениями народного творчества, это будет способствовать нравственному, духовному, патриотическому воспитанию дошкольников. И уже в недалеком будущем они смогут сохранить и преумножить все культурные ценности России. Библиографический список 1. Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дис.... канд. пед. наук. – М., 2007. – С. 67-69. 2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с. 3. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа / Т.В.Иванова – Волгоград, 2008. – 96 с. 4. Лунина Г.В. Воспитание детей в традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г.В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с. 5. Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. – №3.