Информационные технологии в современном образовательном процессе

Ткаченко Е.А. Методические рекомендации по применению ЦОР к учебнику «Математика, 5-6 классы» Н.Я. Виленкин


Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf

ЭОР - электронные образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы - представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы.
Типы модулей в коллекции ФЦИОР
модуль получения информации (И-тип)
модуль практических занятий (П-тип)
модуль контроля (К-тип)
И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач)
К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты)
Предлагаемые ЦОР способствуют повышению эффективности работы учителя и ученика на уроке. С помощью данных материалов можно:
1)       повысить уровень наглядности;
2)       сэкономить время на уроке при введении новых знаний, коррекции и контроле знаний;
3)                активизировать познавательную деятельность учащихся путем создания ярких, запоминающихся образов;
4)                обеспечить индивидуальный подход в обучении;
5)                облегчить работу учителя по формированию прочных вычислительных навыков;
6)                обеспечить систематическую проверку и объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся по всем содержательно-методическим линиям программы.
7)       создавать игровые ситуации на уроке;
С помощью ЦОР при наличии необходимого оборудования можно обеспечить проведение уроков различного типа:
1.        Уроки подачи нового материала
2.        Уроки – практикумы (решение задач и упражнений под руководством учителя).
3.        Уроки, предполагающие самостоятельное выполнение упражнений – уроки общения.
4.        Уроки самостоятельной работы – тестирование.
Виды ЦОР:
1. Задания с автоматической проверкой ответов (Математический диктант, Закрепление нового материала, Проблемы-упражнения, Самостоятельная работа).
Эти задания подразумевают самостоятельный ввод ответа учеником или выбор из предложенных вариантов. Задача оценивается автоматически.
ЦОРы данного вида выполнены в двух вариантах:
·          с ограничением числа попыток (Математический диктант, Самостоятельная работа)
·          без ограничения (Закрепление нового материала, Проблемы-упражнения).
2.     Презентации (Новый материал) является изложением теоретического материала на основе последовательности анимированных слайдов.
3.     Слайды (Слайд-резюме, Слайд-справочник, Шпаргалка, Опрос) представляют собой статические изображения для вывода через проектор, полезные и как демонстративный материал, находящийся всегда перед глазами во время решения задач (Слайд-резюме, Слайд-справочник, Шпаргалка), и как материал для обсуждения (Опрос).
Применение ЦОР на уроках различного типа:
Урок подачи нового материала
Математический диктант - проверяет наличие знаний, необходимых для освоения нового материала, содержит пять задач, на решение которых отводится 5 минут, причем у ученика есть только одна попытка ответить, после чего ввод ответов блокируется.  После нажатия кнопки Решение закончено, возникает сообщение о том, насколько успешно была выполнена работа, а также подсвечиваются правильные (зеленым) и неправильные (красным) ответом. Степень самостоятельности здесь наивысшая. Каждый ученик сам руководит выполнением задания. Действия учащегося изолированы как от действий учителя, так и от действий других учащихся. Правильные и неправильные ответы можно затем обсудить. В случае появления ошибки, либо озвучивается правильный ответ, либо организовывается обсуждение. Если проведение математического диктанта выявило пробелы в знаниях учеников, можно воспользоваться
Слайд-шпаргалка соответствующих параграфов, помогает восстановить пробелы, выявленные в ходе проведения математического диктанта.
Новый материал - презентации, лекции, конспекты, с помощью которых учитель последовательно излагает новую тему.
Закрепление нового материала - эти задачи представляют собой рассуждения с пропусками ключевых слов, которые ученик должен либо вписать самостоятельно, либо выбрать из предложенных вариантов. Ключевые слова, правильно вписать можно лишь в том случае, если материал понят. Проверяются эти задания автоматически и в случае обнаружения затруднений нужно стараться их устранить. К тому же заполнение пропусков имеет замечательный «побочный эффект»: оно способствует формированию навыков быстрого осмысленного чтения. Задания с пропусками особенно полезны в ситуации, когда еще только идет усвоение, и потому предполагается возможность ошибок. Эти задания выполнены в форме тренажеров, что позволяет многократно вводить ответ и проверять его правильность.
Слайды-резюме – при закреплении целесообразно иметь перед глазами слайды к соответствующей части нового материала.
Урок-практикум и урок-общение
Проблемы-упражнения - задания предполагают применение полученных знаний на примере решения конкретных задач и упражнений, школьники могут работать как по одному, так и в парах или группах. Введенные ими ответы автоматически оцениваются. Задания выполнены в форме тренажеров, т.е. ученики могут многократно вводить ответ и проверять себя.
Слайды-справочники – справочная информация, которой учащиеся могут пользоваться во время своей работы.
Опрос – проводится в конце урока-общения, на материале практических вопросов которого дети должны рассказывать теорию. Это позволяет избежать формализма в знаниях: теория оказывается органично связанной с задачами.
Уроки самостоятельной работы – тестирование
Самостоятельная работа – предлагаются в двух вариантах. Первые четыре задачи первого варианта сравнительно простые. Если ученик с ними справился, значит, он усвоил основное содержание. Пятая задача чуть сложнее. Второй вариант содержит единственную шестую задачу для тех, кто хочет проверить свою сообразительность. Если ученик не справился с этой задачей из второго варианта, отметка за работу не снижается. А если справился, ему следует поставить еще одну пятерку. Данное тестовое задание предполагает только одну попытку для ввода ответа учеником. После автоматической проверки ученик сразу увидит, свои правильные и неправильные ответы, что экономит время учителя для проверки и позволяет сразу обсудить результаты работы и задачи, в которых были допущены ошибки.
В связи с переходом итоговой аттестации учащихся от традиционной формы оценивания к тестированию рекомендуется проводить контрольные уроки не только в форме традиционных контрольных работ, но и в форме тестирования.
Как и когда следует применять ЦОР

Урок в цикле

Решаемые педагогические задачи

Процесс взаимодействия учитель – ученик – ЦОР

Время использования

1.     Математический диктант

1 урок

Проверка готовности к восприятию нового материала.

Работа проводится индивидуально, компьютер обеспечивает автоматическую проверку. Роль учителя – организовать решение, собрать и обсудить результаты.

5 минут

2.      Шпаргалка

1 урок

Краткое напоминание нового материала

Учитель показывает слайд через проектор по мере необходимости.

По необходимости.

3.     Новый материал

1 урок

Введение нового понятия, способа действий

Учитель показывает демонстрацию через проектор с необходимыми паузами, комментариями, вопросами.

3-5 мин

4.     Закрепление нового материала

1 урок

Задания, проверяющие понимание нового материала

Работа проводится индивидуально, компьютер обеспечивает автоматическую проверку. Роль учителя – организовать решение, собрать и обсудить результаты.

Целиком зависит от сложности задач

5.     Слайд-резюме

2-3 уроки

Демонстрация, резюмирующая утверждения по данной части материала

Учитель показывает слайд через проектор на протяжении решения проблем-упражнений.

Используется в процессе решения задач для закрепления нового материала

6.     Проблемы-упражнения

2-3 уроки

Организация деятельности уч-ся для усвоения материала

Работа проводится индивидуально или в парах, компьютер обеспечивает автоматическую проверку. Роль учителя – организовать решение, собрать и обсудить результаты.

Целиком зависит от сложности задач

7.     Слайд-справочник

3 урок

Закрепление материала

Учитель показывает слайд через проектор.

Используется в процессе решения проблем-упражнений

8.     Опрос

3 урок

Контроль усвоения нового материала

Учитель показывает слайд через проектор.

10 минут

9.     Самостоятельная работа

4 урок

Контроль

Работа проводится индивидуально, компьютер обеспечивает автоматическую проверку. Роль учителя – организовать решение, собрать и обсудить результаты.

20-25 минут



В заключение необходимо отметить, что все предлагаемые ЦОР являются общедоступными, не требуют больших мощностей аппаратных средств. Немаловажным требованием, которому отвечают созданные материалы, является достаточная очевидность для учителя того, где, на каком этапе обучения, они могут применяться. Что касается рекомендаций по поводу того, на каком уроке применяется тот или иной ресурс (за исключением тех, которые предназначены для фронтальной работы на этапе введения новых знаний), следует иметь в виду, что они являются примерными.
2020