НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И. П., Емельянова А. А. Особенности воспитания нравственных ценностей у детей 2‑3 лет с учетом их возрастных особенностей в условиях дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


«Детский сад – это домик для ребят, это домик для души, здесь играют малыши», так поется в одной из любимых дошколятами песенке. То, насколько быстро детский сад станет для дошколят именно таким «домиком» напрямую зависит от труда воспитателей. Именно воспитатель, встречая малыша в группе раннего развития, открывает для него новый, неизведанный мир – мир детского сада.
Работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности малышей, которые с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, а с другой - существенно осложняют ежедневный труд педагога. Только выстраивание работы с учетом возрастных особенностей в конечном итоге сделает её результативной. Каким образом, учитывая возрастные особенности, можно выстраивать формирование у детей раннего возраста таких ценностей, как человек, семья, дружба, сотрудничество?
Особенность первая: необходимость включения в детскую деятельность. Ни для кого не секрет, что универсальным методом воспитания для маленьких детей является игра. При этом бесполезно давать малышам игрушки и предлагать самостоятельно поиграть с ними, тем более совместно со сверстниками, результатом будет ссора. Только взрослый может показать, как можно играть с игрушками, организовать и поддерживать интересную для малышей игру.
Придумать историю, «заразить» малышей интересом, стимулировать и поддерживать их активность – задача думающего педагога. Проблемная ситуация выступает основным мотивом побуждающим детей к умственным, волевым, и физическим усилиям. Интересный сюжет, предложенный взрослым, сам по себе заставляет малыша координировать свои действия с другими, поэтому в свободной, непосредственной форме игры малыши успешно осваивают умение общаться друг с другом, координировать свои действия, а значит - овладевают первичными умениями сотрудничества.
Отображение в сюжетно-ролевой игре бытовых действий, взрослых, семейных отношений, передача рисунка роли: как доктор слушать больного и делать укол, как мама готовить, как папа вести автомобиль, в котором едут другие члены семьи и пр. В совместной игре со взрослым происходит воспроизведение действий, характерных для персонажа, проявление добрых чувств по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу), а значит и первичное воспитание ценностей семьи и дружбы. Включение в эти игры колыбельных, потешек и прибауток делает процесс воспитания более результативным и приближенным к народной культуре.
Особенность вторая: необходимость личной обращенности к ребенку. Бесполезно обращаться к целой группе малышей. Только индивидуальное общение с обращением по имени, с ласковым прикосновением, словом будут способствовать тому, чтобы малыш принял и понял новую информацию, а не просто действовал по подражанию.
Для выстраивания воспитательной работы с учетом данной возрастной особенности целесообразно подключать к процессу родителей малышей. Педагогический мониторинг позволяет выявлять особенности воспитания, существующие в семье и учитывать их при выстраивании индивидуальных маршрутов воспитания. С помощью родителей в группе оформляются фотовыставки в соответствии с тематическим планированием и выставки творческих работ. В ходе совместного рассматривания, обсуждения фотографий можно решать массу задач социально-коммуникативного развития, например: способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи; формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях. Обращение к творческим работам, изготовленным ребенком дома совместно с родителями, способствует воспитанию у них чувства гордости за свою семью, сопричастности к общему делу.
Хороший результат в воспитательной работе даёт проигрывание специально созданных проблемных ситуаций не только в детском саду, но и дома. Родители, основываясь на подсказках педагога и пользуясь безграничным доверием своего малыша, способны достаточно результативно способствовать воспитанию не только ценностей своей семьи, но и общечеловеческих ценностей взаимоотношений между людьми.
Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Бесполезно использовать объяснительную стратегию воздействия на детей раннего возраста. Призывы к послушанию, рассказы, как правильно себя вести, что нужно делать не дают результата, потому что до трех-четырех лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова, а живут только настоящим. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но наши слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Поведение взрослого должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Воспитание осуществляется не словами, а чувствами, действиями и поступками.
Еще одним из путей воспитания ценностей человеческих взаимоотношений у малышей могут являться: создание проблемных ситуаций, побуждающих детей произвести какое-либо действие, направленное на то, чтобы оказать посильную помощь; совместное рассматривание доступных для восприятия детьми сюжетных картинок, демонстрирующих проявление нравственных ценностей (забота, доброта, взаимопомощь); показательная правильная реакция взрослого на проблемы малышей и поощрение проявления ими внимания и заботы по отношению к окружающим.
Особенность четвертая: ребенка необходимо принимать. Главное условие - доброжелательность к детям. Малыш должен быть свободен в общении со взрослым. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут, взрослый обязательно постарается понять его и помочь. Можно выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но нельзя оскорблять его личность. Перенимая правильную модель отношения к себе взрослого, ребенок становится более спокойным, восприимчивым и открытым к окружающим его людям, а значит более чутким и отзывчивым на любое воспитательное воздействие.
Особенность пятая: необходимость эмпатии. Сочувствие и сопереживание дают нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатическое общение включает в себя последовательные остановки в ходе взаимодействия для уточнения того, правильно ли взрослый понял переживания ребенка. Подобное отношение к малышам развивает и их эмоциональный интеллект, а значит - развивает способность замечать настроение находящихся рядом с ним людей, вести себя таким образом, чтобы быть приятным во взаимодействии партнером.
Таким образом, отношения ребенка раннего возраста с взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. И от того, как эти отношения выстраиваются, насколько внимательно, и с учетом возрастных особенностей педагог выстраивает работу, напрямую зависит результат его профессиональной деятельности, в том числе и направленной на социально-коммуникативное развитие малышей, воспитание у них таких ценностей, как человек, семья, дружба и сотрудничество.
2021