НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Обухова Л.Н., Обухов Д.Н. Проектная деятельность на уроках математики и физики

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Проектная деятельность является эффективным инструментом современного образования, реализующим лично-ориентированный подход в обучении, повышающим степень вовлеченности детей в познавательный и учебный процесс. Полученные в ходе такой деятельности практические навыки и теоретические знания по сбору, анализу и использованию информации в дальнейшем позволят ученику легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям обучения, более эффективно и творчески подходить к решению учебных и профессиональных задач.
При реализации проектной деятельности, например, на уроках математики или физики важно достигнуть основных целей использования данной технологии. Во-первых, необходимо выявить и применить навыки ученика или подгруппы для решения прикладных задач, показать практическое применение полученных на уроках знаний. Во-вторых, необходимо поддерживать интерес обучающихся к предмету, привлекать учеников к коллективной работе, где более способные дети могут делиться своими знаниям с одноклассниками. Наконец, проектная деятельность должна развивать у учеников навыки публичного выступления, коллективной и самостоятельной работы, расширять кругозор.
Анализ результатов внедрения проектной деятельности в образовательных учреждениях показывает ее высокую эффективность. Обучающиеся с использованием данной технологии демонстрируют более глубокие знания по предметам, больший словарный запас, могут уверенно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, обладают навыки по работе с информационными ресурсами.
Нужно отметить, что при реализации проектов возможно варьировать их масштаб, таким образом, можно выделить кратковременные (выполняемые в течение урока) и долгосрочные (занимают несколько уроков, включают внеурочную работу, эксперименты, наблюдения и т.д.) проекты. Кроме того, следует выделять исследовательские (рефераты, эссе), творческие (схема, стенд, видеоролик, выставка), информационные (сообщения, доклады), практико-ориентированные (решение практических задач, экспедиция, эксперимент) и игровые (выполнение заданий в развлекательной форме) проекты.
Таким образом, если традиционное обучение с его подхода пассивного созерцания и воспроизведения в настоящее время недостаточно эффективно (особенно, когда это касается таких сложных предметов как математика и физика), то проектная деятельность позволяет выработать у обучающихся креативность, развить коммуникативные навыки, освоить необходимые в современном мире умения пользования информационными технологиями. Проекты направлены прежде всего на привлечение внимания и повышение интереса школьников к предмету. Проиллюстрируем это на примере физики, где проектная деятельность позволяет наиболее эффективно вовлечь обучающихся в образовательный процесс.
Во-первых, необходимо остановиться на роли учителя в проектной деятельности, так как традиционный авторитарный стиль обучения в данном случае неприменим. Учитель должен выступить в качестве руководителя группы, координирующего ее действия, находится на уровне учебного коллектива, вступая в обсуждения и дискуссии без навязывания своей точки зрения. Именно такой подход позволит раскрыть творческий потенциал обучающихся, научит их не бояться высказывать свое мнение и идеи на общее обсуждение.
При реализации проекта необходимо помнить, что он должен быть направлен на решение конкретной задачи с конкретным результатом. Например, в ходе проекта по изучению работы и мощности электрического тока школьниками должен быть последовательно решен ряд подзадач:
- проверка теоретических знаний о поставленной проблеме, реализованная в виде опроса или обсуждения по основным вопросам темы;
- обсуждение поставленной проблемы, сформулированной в виде практической, понятной детям задачи («привести примеры работы тока и отчего она зависит»);
- определение в диалоге с учителем формулы, ее обозначения, единиц измерения;
- решение конкретных задач и примеров;
- проведение экспериментальных исследований, позволяющих в ходе практической деятельности расширить область знаний о теме (эксперименты с замером силы тока, электролизом, изучением магнитных свойств тока и т.д.);
- обсуждение результатов проекта и закрепление полученных знаний.
В ходе выполнения проекта ученики могут самостоятельно осуществить простейшие эксперименты, осуществить замеры, наблюдения, которые затем должны описать и проанализировать, например, в виде презентаций, докладов, рефератов. В ходе подготовки презентации результатов проекта и его защиты у ученика вырабатывается четкое понимание выполненной работы, изученной темы, расширяется кругозор, развиваются навыки ответов на поставленные аудиторией вопросы.
Таким образом, проектная деятельность неразрывно связана с повышением коммуникативных навыков учеников, их более активным вовлечением в учебную деятельность, принятием самостоятельных решений. Все это позволяет более эффективно осуществить развитие личности школьника, повысить интерес обучающихся к предмету, что особенно актуально для таких предметов, как физика, математика, химия и т.д. В ходе работы над проектом возможность проявить себя появляется и у сильных, и слабых учеников, а совместная деятельность позволяет сплотить коллектив.
Список источников.
1.       Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? //М.: Первое сентября. – 2010. – Т. 44.
2.       Иванова Н. В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 6. – С. 843-843.
3.       Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – 2009.
4.       Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении //М.: ФЛИНТА. – 2014.
2019