НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михалко Л.А., Куропаткина Л.И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через ознакомление с влиянием вредных привычек на организм человека посредством кейс-заданий

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Высшей ценностью и важнейшей основой активной жизни и благополучия человека всегда являлось здоровье. Проблема формирования здорового образа жизни вызывает большой интерес современного общества, так как сегодня отмечается тенденция ухудшения здоровья, особенно детей, резкого снижения рождаемости, высокой смертности. Такие данные указывает на необходимость начинать формировать представления о здоровом образе жизни уже с раннего детства.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, понятие «здоровье» связывается не только отсутствием болезней и физических дефектов, а с состоянием полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье представляет собой нормальное состояние организма, которое означает его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой [6].
По определению Ю.П. Лисицына, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей [4].
В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения здоровый образ жизни является гигиеническим поведением, базирующимся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия [5].
Проанализировав исследования Э.Н. Вайнера, отметим, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ), оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, положительные эмоции [3].
Рассматривая одну из составляющих феномена «здоровый образ жизни» – отказ от вредных пристрастий (привычек), отметим, что вредные привычки являются закрепленным в личности способом поведения, агрессивным по отношению к самой личности или обществу. Вредные привычки серьезно ухудшают состояние здоровья человека (физическое и психическое). К ним относятся: табакокурение, употребление спиртных напитков и компьютерная зависимость [1].
Одним из значимых направлений в работе педагогов дошкольного образования является поиск оптимальных путей решения педагогических задач, в нашем случае, формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через ознакомление с влиянием вредных привычек на организм человека.
На наш взгляд, интересным и доступным для дошкольников любой возрастной категории является использование кейс-заданий. При их использовании педагогу следует учесть возраст детей, особенности познавательного и речевого развития той или иной возрастной группы, грамотно подбирать речевой и наглядный материал и др.
Кейс (с англ. – случай, ситуация) представляет собой разбор ситуации или конкретного случая, анализ конкретных ситуаций, «частного случая». Суть состоит в том, что в основе кейса используется описание конкретных ситуаций или случая [2].
Кейс-задания повышают мотивацию детей, развивают практические умения и навыки. Работу с кейса рекомендуем строить согласно следующим этапам. Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями. Второй этап – выделение основной проблемы. Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма». Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения. И завершающий этап – собственно решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
При использовании кейса необходимо соблюдать ряд требований: соответствие четко поставленной цели; соответствующий уровень трудности; актуальность на сегодняшний день; иллюстрирование нескольких аспектов жизни; иллюстрирование типичных жизненных ситуаций; развитие аналитического мышления; провоцирование дискуссии; несколько решений.
Приведем примеры кейс-заданий, предлагаемых воспитателями, для ознакомления дошкольников разных возрастных групп с влиянием вредных привычек на организм человека.
Воспитатель второй младшей группы С.В. Лынь предлагает детям решить кейс-задание «Привычки разные бывают»: детям предлагается понятие «привычка», педагог спрашивает о том, какие они бывают, что они знают о вредных привычках. Далее, перед детьми стоит задача: каждой группе раздаются картинки с изображением плохих и хороших привычек, задача детей состоит в том, чтобы разделить их на две группы и объяснить свой выбор.
Воспитатель средней группы Л.А. Михалко рекомендует применять кейс-задание «Плохие привычки», где детям предлагается посмотреть рассмотреть иллюстрации, рассказать, что на них изображено: «Мальчик сидит за компьютером», «Девочка не хочет помогать по дому» и др., а затем придумать ситуацию, изображенную на картинке, и решить ее.
Например, «Что делать, если мальчик долго сидит за компьютером? Это вредная привычка, которая плохо влияет на глаза, на спину и т.д. Пусть мальчик поиграет во дворе в мяч, поможет маме по дому и др.
Воспитатель старшей группы Л.И. Куропаткина предлагает использовать кейс-задание «Мы такие разные». Педагог делит детей на две группы, рассказывает ситуацию: «Вы играете во дворе, подходит к вам мальчик и предлагает закурить сигарету. Как вы поступите? Что ты ему скажете? Как можно поступить правильно? А если он будет настаивать и запугивать?
Первой команде – нужно отказаться от сигареты, а вторая – команда соглашается, каждая команда доказывает правильность своего выбора. Проиграть с воспитанниками данную ситуацию.
Таким образом, дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования представлений о здоровом образе жизни, в частности о влиянии вредных привычек на организм человека. Средством формирования представлений о здоровом образе жизни выступают кейс-задания, ставящие перед детьми посильную проблему, решая которую приобретают устойчивые знания о влиянии вредных привычек на организм человека.

Библиографический список

1.       Алексеев Д.В. Вредные привычки их негативное воздействие / Д.В. Алекссев. – М.: Просвещение, 2003. – 152 с.
2.       Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – № 4. – 2010. – с. 61 – 69.
3.       Вайнер Н.М, Валеология: учебник для вузов. – М., 2011. – 241с.
4.       Лисицын Ю.П. Общество и общественное здоровье. – М., 2004. – С. 10-12.
5.       Международный терминологический словарь. – М., 1996. – 220 с.
6.       Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 435 с.
2019