НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Хонина Е. В. Методика работы с одаренными детьми на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В последнее время все чаще среди педагогов обсуждаются вопросы о работе с одаренными детьми. Многим педагогам кажется, что одарённые дети встречаются крайне редко. Не каждый учитель способен увидеть в ребёнке скрытые способности, которые можно развить. Как сказал В.А.Сухомлинский" Нет детей одаренных и не одаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети». О том, как организовать работу с детьми на уроках, чтобы увидеть, раскрыть и развить эти способности в каждом ребенке, какие приемы и методы использовать пойдет речь.
Цель современного образования – развивать и воспитывать в каждом ребенке личность, способную в дальнейшей самостоятельной жизни творчески подходить ко всем её проявлениям. Поэтому задача школы на современном этапе – формирование творческой личности [2].
Поскольку большую часть времени учащиеся проводят на уроках, то и основную работу с одаренными детьми необходимо проводить именно в это время. Именно на уроке такие дети проявляют свои способности. Одаренные дети гораздо быстрее остальных справляются с объемом заданий, в оставшееся на уроке время с ними можно решать задачи, как высокого уровня сложности, так и олимпиадные задачи. Развивать одарённых детей только вне урока нецелесообразно, так как именно на уроке идёт формирование интереса к предмету через решение нестандартных задач нетрадиционного содержания.
В определение одаренности как системного качества мы вкладываем понимание того, что одаренность является результатом целостного процесса становления личности ребенка [1].
Работа с одаренными детьми ставит перед учителем непростые задачи: помимо создания развивающей среды для интеллектуального развития, педагогу необходимо помочь ребенку в процессе социализации и личностном становлении.
С целью более эффективной организации работы с одарёнными детьми необходимо применять на уроках различные образовательные технологии:
- технологию дифференцированного обучения;
- технологию проблемного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию проектно-исследовательской деятельности и др.
В условиях обычной общеобразовательной школы наиболее эффективной технологией работы с одаренными детьми является именно дифференцированное обучение.
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.
Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития.
Основой работы с одарёнными учащимися является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего потенциала. Чтобы реализовать это на практике, необходим целый комплекс мер в работе с одарёнными учащимися, таких как системный подход к обучению одарённых детей, своевременная диагностика их способностей, развитие креативного мышления.
Развитие креативного мышления на уроках математики осуществляется через:
– разрешение проблемных ситуаций;
– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов.
Технология развития критического мышления обычно включает три этапа:
·          вызов (пробуждение интереса к получению новой информации);
·          осмысление (сопоставление с уже имеющимися знаниями и умениями);
·          рефлексия (осмысление нового знания).
Возможные приемы и методы на стадии вызова: мозговой штурм, кластеры, корзина идей, перепутанные логические цепочки.
На стадии осмысления можно применить заполнение таблиц, в которых учащиеся отмечают плюсы, минусы, что интересно или хотели бы об этом узнать.
При развитии креативного мышления необходимо стараться давать учащимся минимум информации, поддерживать стремление учащихся нестандартно мыслить, принимать во внимание каждое решение, при этом важно помнить, что никакие решения и предположения нельзя критиковать. Все ошибки исправляются в ходе освоения новой информации.
Для развития способностей ученика необходимо создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребёнок поверил в свои силы и получил возможность непрерывного развития. Если детям не уделить своевременно должного внимания, они очень быстро могут потерять интерес к изучаемому предмету.
Только системный и комплексный подход в обучении одаренных детей создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления, помогает формировать внутренние предпосылки для новых достижений.
Для развития творческих способностей и логического мышления учащихся необходимо включать в уроки решение различных типов задач: задачи с недостающими данными, задачи с излишними данными, задачи с несколькими решениями, логические задачи, задачи с наглядным решением.
В заключение хочется сказать, что работа с одаренными детьми - это сложный и непрерывный процесс, который требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии, а также тесного сотрудничества с другими учителями, психологами и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста педагогического мастерства учителя и освоения современных образовательных технологий.

Библиографический список

1.       Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность»: методологические подходы. – М.: Научно-методический журнал «Образование личности» № 4, 2014. 63с.
2.       Киселева А.Н. Современные образовательные технологии на уроках математики
[Электронный ресурс]: Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы: материалы II межрегиональной научно практической Интернет-конференции. – Омск, 2015. – 93с. URL: http://tropa.tomsk.ru (дата обращения: 14.11.2018)


2021