Исследовательская и проектная деятельность

Локтева Е.В., Бодров В.С. Исследовательская работа «Новомученики и исповедники 20 века: осмысление подвига. Жизненный путь священника Молоденкова Петра Михайловича»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Введение.
«30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Это не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Мы должны не просто сострадать жертвам политического произвола, но понимать, что зло, которое пришло через их палачей, может вернуться в мир – если наши сердца не будут чисты. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте обратим взгляды на самих себя. И вспомним историю.»
Статья Николая Евгеньевича Емельянова, д.т.н., проф. (Москва, ИСА РАН, ПСТГУ)
Актуальность темы.
Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
Цель моей работы: сохранение исторической памяти и дополнение сведений о жизни и мученической кончине священнослужителя Молоденкова П.И.
Для достижения цели я определил следующие задачи:
- Изучить источники по этой теме, проанализировать их;
- Познакомиться с архивными материалами о жизни
священнослужителя;
- Поговорить с Антипиной Ларисой Петровной;
-Пробудить интерес детей и молодежи к изучению истории храмов и судеб священнослужителей;
-Развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. Переосмысление подвига новомучеников и исповедников российских важно в наше время.
Объект исследованияжизненный путь священнослужителя Молоденкова П.М., подвергшегося репрессиям в 20 веке.
Предмет исследования-
Письма, рассказы, статьи газете, архивные документы.
Основная часть
Методы исследования:
·          работа с письмами;
·          выявление и анализ опубликованных источников;
·          анализ архивных документов;
·          интервьюирование;
О практической значимости исследования можно сказать, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных кружковых занятий, в музее филиала, на классных часах, а так же при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе.
Я надеюсь, все, кто познакомится с моей работой, помянут добрым словом всех «плодоносящих и доброделающих во святем и всечестным храме сем».
Краткая характеристика источников
Искать информацию о священниках храма оказалось не просто. Это и понятно, прошло много лет, уже не осталось в живых свидетелей того времени, не сохранилось никаких документов.
При написании работы мною были использованы материалы газеты «Тамбовские епархиальные ведомости» (№11, 2004 год).
Очень важным и интересным источником стали рассказы ветерана труда, любителя-краеведа Антипиной Ларисы Петровны. Некоторые сведения я приобрел при чтении писем дочери священника Нины Петровны Хвостовой, предоставленных мне Ларисой Петровной Антипиной.
Епархиальной комиссией по канонизации святых Тамбовской епархии продолжаются работы по выявлению репрессий среди священнослужителей и мирян, пострадавших за религиозную деятельность. Имена новомучеников можно найти нас страницах газеты «Тамбовские епархиальные ведомости». В №11 за 2004 год читаем: «Священник Молоденков Пётр Михайлович, уроженец села Инжавино Тамбовской области. Окончил миссионерскую школу в городе Тамбове. На период ареста в 1937 году служил священником церкви с. Карай-Пущино Инжавинского района. Решением тройки УНКВД по Тамбовской области от 6 декабря 1937 года осужден по ст.58-10УК РСФСР к ВМН-расстрелу. Приговор приведен в исполнение 22 декабря 1937 года. Реабилитироан прокуратурой Тамбовской области 6 июля 1989 года».
Пётр Михайловвич Молоденков приехал в село Карай-Пущино 1924 году. Было ему в ту пору 33 года. Он вырос в Инжавино, был самым младшим из 4 детей в семье. Когда исполнилось 10 лет, умер отец, и все семейные тяготы легли на плечи старшего брата.
«Все родственники по линии отца были иконописцы», -вспоминает дочь Петра Михайловича. В младенчестве её отец потерял зрение. «Сестра уронила стакан с горячим чаем, стеклышки поранили лицо Пети, были повреждены и глаза. Господь зато наделил его отличнейшим музыкальным слухом. В 7 лет он неплохо играл на гармони, а позже на скрипке, гитаре, балалайке и мандолине. Поскольку семья оказалась в бедственном положении, мальчика отдали учиться на псаломщика в Тамбов. После окончания учёбы женился и поехал работать в Каширу. Жена Варвара Васильевна всё тосковала и плакала, так как незадолго до свадьбы умерли отец и мать. Вернулись в Инжавино, жить пришлось на квартире», - вспоминает дочь Молоденкова Нина, которая родилась в 1918 году. Пётр Михайлович (см.Приложение №1) вскоре стал служить дьяконом в церкви в Семёновке, а потом его перевели в Карай-Пущино.
Певчая Карай-Пущинского храма вспоминает: «Добрейшей души человек, бывало, о чём ни спросишь, всё разъяснит, посочувствует, поможет. Людей, их нужды и заботы понимал. Потребуется кому-то ребёночка окрестить, а заплатить за это нечем, он не в обиде- окрестит, всё сделает как надо. Жители часто приглашали его на семейные торжества, особенно на свадьбы. Не отказывал, приходил, был по нраву человеком весёлым, умел поднять настроение людям. Он мог отдать последнее, если кто-то нуждался в помощи, хотя сам с семьёй жил на квартире»
Семья священника скиталась по квартирам после того, как в 1928 году от пожара сгорел дом, кто-то поджёг. Для священнослужителей и просто верующих людей наступали тяжёлые испытания. Начались так называемые раскулачивание и богоборчество. Не избежала печальной участи и семья священника- были отобраны все вещи.
«Незадолго до ареста отец сильно заболел», - вспоминает Нина Петровна.- Его не раз вызывали в район, а мы с мамой не знали- вернётся или нет. При аресте забрали крест церковный, очень красивый, в бронзовом орнаменте, Евангелие и наш семейный альбом».
Позже фотографии из этого альбома Нина Петровна видела разбросанными в доме участкового милиционера А.И.Куркина. Попросить вернуть не решилась- боялась расправы.
По настоятельной просьбе отца вынуждена была официально заявить, что отрекается от него- иначе её участь была бы такой же трагичной: арест и гибель.
Непросто было решиться на такое, она очень любила отца и сильно за него переживала. «Если бы не воля отца, ни за что бы не сделала этого», -говорила она своим близким.
После очередного вызова в район, а это было в декабре 19376 года, Пётр Молоденков домой не вернулся. О его дальнейшей судьбе родные могли только догадываться. И лишь спустя много времени, когда стали открываться архивы, Нина Петровна послала запрос Тамбовский архив и в 1989 году узнала о том, какая участь постигла её отца. (см. Приложение 2). Подтвердились, полученные ими ещё в годы репрессий, неофициальные сведения, что П.М.Молоденков 22 декабря 1937 года был расстрелян. Кроме свидетельства о смерти отца, она получила справку, подтверждающую, что Пётр Михайлович Молоденков, 1891 г.р., служитель религиозного культа, реабилитирован.(см. Приложение 3). Тяжёлое бремя, которое давило на неё все эти годы, салилось с плеч.
В 1937 году была закрыта и церковь. Вместе с Молоденковым П.М. был арестован и псаломщик Пётр Васильевич(фамилию его дочь священника не помнит).
Заключение
В ходе исследования я лишь коротко осветил основные жизненные этапы пути к подвигу священнослужителя Молоденкова П.М. Исследование, я надеюсь, будет продолжено. В процессе работы я понял, как важно переосмысление подвига новомучеников и исповедников российских в наше сложное время. Для любого человека, даже очень мужественного, соприкосновение с унижением и страданием, муками, ожиданием смертного часа не протекает безболезненно и беспристрастно. Это большие страдания не только для слабой души. Однако для них все внешнее не было определяющим фактором в их стремлении ко Христу, в их сердцах горел неугасимый огонь веры, потому никакие трудности не сломили их дух. Это то, что формирует способность человека претерпевать что-то такое, что лежит за пределами его человеческих возможностей.
Их опыт гораздо ближе к нашей жизни, чем опыт древних святых, они жили в близкую к нам историческую эпоху, они зовут нас подражать их подвигу терпения, мужества и любви к Богу и убеждают, что это возможно. Между нами существует связь, которая поддерживается молитвенным общением, осмыслением их жизни.
Их подвиг помогает понять, что подлинная свобода обретается в Истине, а отвергая Истину, невозможно обрести свободу. Истина просвещает и животворит, питает душу, которая не может быть удовлетворена ничем, кроме этой Истины – Бога

Подвиг Петра Михайловича Молоденкова, как и многих других новомучеников того времени, должен быть услышан, осмыслен, усвоен, тогда он будет побуждать к действию и менять качество жизни. Он должен быть не только положен на бумагу, но и зазвучать в сердцах, наполнив их мужеством, стойкостью, постоянством в терпении всех тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку. На одной из конференций один иерарх нашей Церкви сказал: «Для того, чтобы трезвилась душа, читайте о жизни новомучеников».

Список приложений
Приложение № 1. Фото Священномученик Молоденков Пётр Михайлович в 30-е годы


Приложение № 2


Приложение №3.


Источники
1.Беседа с жительницей села Карай-Пущино Антипиной Ларисой Петровной.
2.Работа с архивными документами.
3. «Инжавинский вестник», от 6 января 2005 года. Статья «Все родственники по линии отца были иконописцами».
Lokteva.Len@gmail.com телефон 89004917721(Локтева Елена Васильевна)
2018