Библиографическое описание:
Панченко А.Г. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие по сказке «Репка» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Задачи
Образовательные: систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине, форме предмета, об овощах и фруктах; закрепить знания детей по сказке «Репка»;
Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, мелкой моторики рук, связной речи детей; двигательной активности, творческих способностей, обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы;
Воспитательные: поощрять активность и любознательность, вызвать желание помочь героям сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству
Интеграция образовательных областей:
- познавательное;
- речевое;
- социально-коммуникативное;
- физическое;
- художественно-эстетическое.
Предварительная работа:
Чтение р.н. сказки «Репка», беседа о героях сказки, рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки, отгадывание загадок, рисование «репки», драматизация сказки «Репка» с элементами костюмов (шапочки), показ пальчикового театра «Репка»
Используемые технологии:
-личностно-ориентированная (создание безопасных условий, педагогическая поддержка);
- технология сотрудничества;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая
Материалы:
Кукольный театр «Репка», театр на фланелеграфе «Репка», музыкальное сопровождение, пуговицы разного цвета и размера, ковер с заплатками, геометрические фигуры разноцветные и разные по величине, платочки красные и зеленые, прищепки, сушилка для белья, изображение кастрюли и кувшина, овощи и фрукты на липучках; листы на каждого ребенка с силуэтом мышат без усов и хвоста, карандаши и мелки нескольких цветов.
Организационный момент
Воспитатель (В.)
Встаньте дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
В. Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (ответ детей)
Есть у меня волшебный «ковер-самолет», на нем мы и отправимся в наше путешествие.
(Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки, в виде геометрических фигур.)
В. Ребята смотрите, а ковер - то дырявый. Кто же это мог сделать? (дети отвечают).
В. А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас прочту загадку:
«Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки» (ответы детей)
В. Правильно ребята, это мышка прогрызла «ковер-самолет!»
А чтобы нам отправиться в путешествие нам нужно отремонтировать его.
Д/игра «Найди заплатку»
(На подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
В. Дети, а какие геометрические фигуры нам понадобились?
Какого они цвета, размера? (Ответы детей)
В. Молодцы, ребятишки, справились с этим заданием, ковер починили, теперь мы можем отравляться в наше путешествие на «ковре-самолете».
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке. (звучит сказочная музыка)
В. В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте:
Кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
В огороде урожай собирали?
Дети: Репка!
В. Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какая у нас красивая репка!
Ребята, давайте вспомним эту сказку. (Дети у стола вместе с воспитателем начинают рассказывать сказку).
В. Посадил Дед репку (выставить фигурку деда), выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать. (Дети зовут бабку)
Воспитатель берет в руки фигурку бабки.
Бабка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, да вот платочки постирала, надо развесить на веревку сушиться, я очень занята, не могу помочь дедушке.
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? (Ответы детей)
В. Давайте поможем бабушке.
Д/и «Прищепки»
В: Ребятки, поделимся на две команды: мальчики и девочки. Девочки развешивают красные платочки, а мальчики - зеленые (дети выполняют задание).
Бабка: Благодарю за помощь, детки! Помогу деду репку тянуть.
Дети: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут!
В: Позвала бабка кого?
Дети: Внучку. (Появляется фигурка внучки)
Внучка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, но мне надо варить суп и компот. Только вот я позабыла: из чего варят суп, а из чего компот? Вот стою и думаю…
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? А из чего варят суп? Компот? (Ответы детей)
Д/игра «Варим суп и компот»
В. Давайте поможем внучке. (Дети делятся на 2 команды, одна складывает в кастрюлю овощи, другая - в кувшин ягоды и фрукты)
Внучка: Спасибо за помощь ребята! Теперь помогу деду репку тянуть.
Дети: Внучка за бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут.
В. Позвала внучка кого?
Дети: Жучку (Появляется фигурка Жучки).
Жучка: Вы меня звали? Чтобы вытянуть репку нужно много силы.
Детки, а для чего репка нужна? что из нее можно сварить? (Ответы детей)
Давайте, ребятки, с вами и наши пальчики разомнем и кашку сварим.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом (шагаем на месте)
Лесом и зеленым лугом.
Перед нами огород, (руки перед собой)
Дед на помощь нас зовет. (имитация движения)
Вот мы репку посадили (имитация движения)
И водой ее полили. (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие! (показать силу)
Жучка: Пойду, помогу репку тянуть!
Дети: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку
тянут потянут вытянуть не могут! Стала Жучка звать кошку.
(Воспитатель берет фигурку кошки)
Кошка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, да вот хотела пуговицы на сарафан пришить. А они все рассыпались и перемешались. Мне надо разложить отдельно большие и маленькие пуговицы. А у меня что-то не получается…
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? (Ответы детей)
В. Давайте поможем кошке. (Девочки и мальчики сортируют по мискам большие и маленькие пуговицы)
Д/и «Золушка»
Дети: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: Ну-ка, мышка, не зевай!
Репку дергать помогай! (Появляется фигурка мышки)
Мышка: Я вам помогу, но сначала помогите вы мне: надо моим друзьям, мышатам дорисовать короткие усы и длинные хвосты.
В. Ребята, давайте поможем мышке!
(Дети подходят к столам с листами и карандашами, мелками и выполняют индивидуальные задания.)
Мышка: Молодцы, ребята, что помогли моим друзьям! Сейчас я вам помогу.
Дети: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянули репку!
В. Вот и закончилась сказка. Дети, помогли мы вытянуть репку?
Всегда надо помогать друг другу, тогда все обязательно получится!
В. А нам пора возвращаться домой, в детский сад.
(дети садятся на ковер-самолет)
Дети и В.: Наш ковер по небу мчится,
Чтоб домой нам возвратиться.
Рефлексия
В. Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие?
В какой мы сказке побывали?
Каких видели героев?
Как мы им помогали? (ответы детей)
В. Дети нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
В. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как мы с вами отгадывали загадки, собирали заплатки, играли, рассказывали сказку. Вы - молодцы!
В. Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И друг другу на прощанье
Всем мы скажем: До свидания!
Панченко А.Г. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Путешествие по сказке «Репка» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Задачи
Образовательные: систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине, форме предмета, об овощах и фруктах; закрепить знания детей по сказке «Репка»;
Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, мелкой моторики рук, связной речи детей; двигательной активности, творческих способностей, обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы;
Воспитательные: поощрять активность и любознательность, вызвать желание помочь героям сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству
Интеграция образовательных областей:
- познавательное;
- речевое;
- социально-коммуникативное;
- физическое;
- художественно-эстетическое.
Предварительная работа:
Чтение р.н. сказки «Репка», беседа о героях сказки, рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказки, отгадывание загадок, рисование «репки», драматизация сказки «Репка» с элементами костюмов (шапочки), показ пальчикового театра «Репка»
Используемые технологии:
-личностно-ориентированная (создание безопасных условий, педагогическая поддержка);
- технология сотрудничества;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая
Материалы:
Кукольный театр «Репка», театр на фланелеграфе «Репка», музыкальное сопровождение, пуговицы разного цвета и размера, ковер с заплатками, геометрические фигуры разноцветные и разные по величине, платочки красные и зеленые, прищепки, сушилка для белья, изображение кастрюли и кувшина, овощи и фрукты на липучках; листы на каждого ребенка с силуэтом мышат без усов и хвоста, карандаши и мелки нескольких цветов.
Организационный момент
Воспитатель (В.)
Встаньте дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
В. Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (ответ детей)
Есть у меня волшебный «ковер-самолет», на нем мы и отправимся в наше путешествие.
(Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки, в виде геометрических фигур.)
В. Ребята смотрите, а ковер - то дырявый. Кто же это мог сделать? (дети отвечают).
В. А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас прочту загадку:
«Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки» (ответы детей)
В. Правильно ребята, это мышка прогрызла «ковер-самолет!»
А чтобы нам отправиться в путешествие нам нужно отремонтировать его.
Д/игра «Найди заплатку»
(На подносе лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
В. Дети, а какие геометрические фигуры нам понадобились?
Какого они цвета, размера? (Ответы детей)
В. Молодцы, ребятишки, справились с этим заданием, ковер починили, теперь мы можем отравляться в наше путешествие на «ковре-самолете».
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке. (звучит сказочная музыка)
В. В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте:
Кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
В огороде урожай собирали?
Дети: Репка!
В. Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какая у нас красивая репка!
Ребята, давайте вспомним эту сказку. (Дети у стола вместе с воспитателем начинают рассказывать сказку).
В. Посадил Дед репку (выставить фигурку деда), выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать. (Дети зовут бабку)
Воспитатель берет в руки фигурку бабки.
Бабка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, да вот платочки постирала, надо развесить на веревку сушиться, я очень занята, не могу помочь дедушке.
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? (Ответы детей)
В. Давайте поможем бабушке.
Д/и «Прищепки»
В: Ребятки, поделимся на две команды: мальчики и девочки. Девочки развешивают красные платочки, а мальчики - зеленые (дети выполняют задание).
Бабка: Благодарю за помощь, детки! Помогу деду репку тянуть.
Дети: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут!
В: Позвала бабка кого?
Дети: Внучку. (Появляется фигурка внучки)
Внучка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, но мне надо варить суп и компот. Только вот я позабыла: из чего варят суп, а из чего компот? Вот стою и думаю…
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? А из чего варят суп? Компот? (Ответы детей)
Д/игра «Варим суп и компот»
В. Давайте поможем внучке. (Дети делятся на 2 команды, одна складывает в кастрюлю овощи, другая - в кувшин ягоды и фрукты)
Внучка: Спасибо за помощь ребята! Теперь помогу деду репку тянуть.
Дети: Внучка за бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут.
В. Позвала внучка кого?
Дети: Жучку (Появляется фигурка Жучки).
Жучка: Вы меня звали? Чтобы вытянуть репку нужно много силы.
Детки, а для чего репка нужна? что из нее можно сварить? (Ответы детей)
Давайте, ребятки, с вами и наши пальчики разомнем и кашку сварим.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом (шагаем на месте)
Лесом и зеленым лугом.
Перед нами огород, (руки перед собой)
Дед на помощь нас зовет. (имитация движения)
Вот мы репку посадили (имитация движения)
И водой ее полили. (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим. (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие! (показать силу)
Жучка: Пойду, помогу репку тянуть!
Дети: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку
тянут потянут вытянуть не могут! Стала Жучка звать кошку.
(Воспитатель берет фигурку кошки)
Кошка: Здравствуйте, ребята. Я бы помогла деду, да вот хотела пуговицы на сарафан пришить. А они все рассыпались и перемешались. Мне надо разложить отдельно большие и маленькие пуговицы. А у меня что-то не получается…
В. Ребята, что будем делать, как нам быть? (Ответы детей)
В. Давайте поможем кошке. (Девочки и мальчики сортируют по мискам большие и маленькие пуговицы)
Д/и «Золушка»
Дети: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: Ну-ка, мышка, не зевай!
Репку дергать помогай! (Появляется фигурка мышки)
Мышка: Я вам помогу, но сначала помогите вы мне: надо моим друзьям, мышатам дорисовать короткие усы и длинные хвосты.
В. Ребята, давайте поможем мышке!
(Дети подходят к столам с листами и карандашами, мелками и выполняют индивидуальные задания.)
Мышка: Молодцы, ребята, что помогли моим друзьям! Сейчас я вам помогу.
Дети: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянули репку!
В. Вот и закончилась сказка. Дети, помогли мы вытянуть репку?
Всегда надо помогать друг другу, тогда все обязательно получится!
В. А нам пора возвращаться домой, в детский сад.
(дети садятся на ковер-самолет)
Дети и В.: Наш ковер по небу мчится,
Чтоб домой нам возвратиться.
Рефлексия
В. Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие?
В какой мы сказке побывали?
Каких видели героев?
Как мы им помогали? (ответы детей)
В. Дети нужно всегда помогать друг другу. И тогда все получится!
В. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как мы с вами отгадывали загадки, собирали заплатки, играли, рассказывали сказку. Вы - молодцы!
В. Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И друг другу на прощанье
Всем мы скажем: До свидания!