НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бузанова Н.Г. Центр экспериментирования в ДОО


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Добрый день уважаемые коллеги!
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В центре экспериментальной деятельности должны быть выделено
1.Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции
Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2. Место для приборов. Основным оборудованием являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.
Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5. Место для неструктурированных материалов. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Материал для проведения опытов в центре экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

-           безопасность для жизни и здоровья детей;
-           достаточность;
-           доступность расположения.
Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:
-           Компонент дидактический
-           Компонент оборудования
-           Компонент стимулирующий
Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).
Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий:
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
сита, воронки разного размера и материала;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
Дошкольникам нравится, когда у центра есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой. Хозяин центра обозначается игрушкой или изображением на плакате. Например: Почемучки, Знайка и Незнайка, Звездочёт, Каркуша, Фиксики и профессор Чудаков, сова и кот учёный. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы.
Например дети ставят перед собой «хозяина» Каркушу и рассказывают ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
Также, может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?»
Также в группах могут быть полочки избыточной информации. На них выставляются разнообразные предметы.
Центр экспериментирования является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в центре размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.
Второй важный компонент оформления центра экспериментирования — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).
Привлекателен воспитанникам центр, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями
Варианты классических названий: «Уголок экспериментирования», «Экспериментируем», «Наш исследовательский центр», «Опытная лаборатория», «Познавайка», «Любознайка», «Мы исследователи», «Познаём мир», «Хочу всё знать!».
Варианты названий с использованием персонажей: «Уголок Почемучки», «Лаборатория фиксиков», «Научный центр Астерикса», «В гостях у дядюшки Филина», «Клуб знайки», «Лаборатория Лунтика», «Уроки профессора Чудакова».
Варианты креативных названий: «Экспериментариум», «Лаборатория будущего», «Тайны планеты Земля», «Неизведанное рядом!», «Волшебство — это опыты», «Центр практической магии», «Школа учёных»,
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности

Библиографический список

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
3. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.
2019