НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зарубина З.В. Инструментальное музицирование как форма коллективной деятельности детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf

Один из видов детской исполнительской деятельности – это игра на музыкальных инструментах, которая всегда привлекает дошкольников. В процессе этой деятельности у детей совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства. Она способствует становлению и развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости, развивается память и внимание, мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, способствует развитию координации, развивает фантазию, творчество, учит понимать музыку.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цель: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
Образовательные задачи:
- формирование устойчивого ощущения метро-ритмической пульсации музыки;
- расширение словарного запаса по теме музыкальные инструменты – металлофон, треугольник, колокольчик, клавесы, гуиро, румба, тон-блок;
- формирование артикуляционно-телесных и слуховых ощущений ритмических рисунков;
- расширение представлений о музыкальных звуках.
Развивающие задачи:
-развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, память, слуховое и зрительное
внимание, речь);
-развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию;
-развивать зрительно-пространственную ориентацию;
-развивать чувство ритма;
-развивать фантазию и воображение; действие по образцу;
Воспитательные задачи:
-способствовать реализации творческого потенциала каждого участника совместной деятельности;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- создать условия для получения детьми незабываемых положительных эмоций: эстетическое наслаждение от увиденного и своего результата в работе, чувство радости и восторга от происходящего; чувство расслабления и удовлетворения.
Предварительная работа: изготовление ритмических звездочек для магнитной доски
Формы совместной деятельности педагога с детьми:
- рассказ;
- игровые ритмические упражнения;
- инструментальное музицирование;
- пение;
- body percussion (звучащие жесты)
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная.
Используемые технологии:
- игровая образовательная технология;
- развивающая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- ИКТ-технология;
- технология проблемного обучения.
Для работы используются следующие материалы и оборудование:
Шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты, магнитная доска, магнитофон с аудиозаписями.
Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель здоровается с ними.
- Здравствуйте! пропевают дети.
Музыкальный руководитель.А теперь давайте поздороваемся с Вами с помощью ритма.
- Здравствуйте! Дети пропевают и одновременно прохлопывают.
Музыкальный руководитель. Давайте присядем на стульчики и поздороваемся друг с другом.
Дети садятся на стулья, которые стоят по кругу.
Игра с именами
Ребенок называет имя ребенка с которым хочет поздороваться и сопровождает его любым звучащим жестом. Дети выполняют ритмические движения на каждый слог.
- Здравствуй Ма-ша! 2 хлопка в ладоши, 2 шлепка по коленям.
Музыкальный руководитель. Мы с вами сейчас здоровались с помощью звуковых жестов, а чем можно их заменить?
Дети. Инструментами!
Музыкальный руководитель. Верно! Смотрите, перед нами лежат различные инструменты. А что-же у них общего?
Дети. Это шумовые инструменты.
Музыкальный руководитель. Что означает термин "шумовые инструменты"?
Дети. У шумовых инструментов нет определенной высоты звука.
Музыкальный руководитель обсуждает с детьми какие перед ними лежат инструменты: стучалки - те, которые стучат, и звенелки - те, которые звенят. Дети берут по инструменту и садятся обратно на стульчики. Музыкальный руководитель просит каждого по очереди назвать свой инструмент и простучать его название - все дети повторяют.
Представление инструментов
Ребенок: Гу - и - ро произносит и простукивает.
Дети повторяют и простукивают на своих инструментах. Соло + оркестр.
Игры со звуками
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что когда они здоровались друг с другом, то смотрели глаза в глаза. Теперь без слов, только зрительным контактом будем передавать звук друг другу. Каждый ребенок играет один звук коротко, глядя на того, кому желает передать. Далее по цепочке - взглядом меняем направление.
Дети садятся в группы по родственным инструментам. Образуют потоки по показу музыкального руководителя - постепенное увеличение силы звука, затем уменьшение - Forte и Piano.
Игра с дирижером. Выбранный ребенок показывает группам инструментов когда какая играет, с какой динамикой, в каком темпе.
Ребята кладут инструменты на стульчики и становятся за ними. Под пение они выполняют движения, в процессе которых переходят к стульчику соседа. Берут его инструмент и импровизируют под музыку. В конце музыкальной фразы кладут инструмент обратно на стульчик и игра продолжается.
Зашагали вправо, пусть никто не отстаёт!
Все остановились и на месте поворот!
Хлоп-хлоп-хлоп! ( в ладошки)
Что такое? ( удивляемся)
Шлёп-шлёп-шлёп! ( по коленочкам)
Что за звук? ( удивляемся)
Веселятся все вокруг!! ( хлопки в ладошки)
Не жалея рук! ( берут инструменты)
Происходит естественный обмен инструментами.
После игры дети берут инструменты, относят на общий стол и садятся на места.
Музыкальный руководитель. Ребята, сейчас мы с Вами играли на шумовых инструментах. А какие инструменты Вам еще известны?
Дети. Звуковысотные.
Музыкальный руководитель обсуждает с детьми, чем они отличаются от шумовых, называем - металлофон, ксилофон, колокольчики.
Музыкально-дидактическая игра "Угадай, на чем играю"
Детям предлагается разделиться на две команды. Ребенок из одной команды выходит к столу, на котором лежат разные инструменты - он будет играть на любом из представленных инструментов. Команда соперников закрывает глаза и слушает звук загаданного инструмента. После обсуждения – отвечают, какой инструмент звучал. За правильный ответ команда получает звездочку. Далее, из их команды выходит представитель игра продолжается.
1 команда поет: Глазки закрывайте, чей звук, Вы, угадайте!
2 команда отгадывает.
Музыкально-дидактическая игра "Сложи ритмический рисунок"
В предыдущей игре дети, за правильные ответы, подучили звездочки разного размера - большие и маленькие. Большие звездочки означают долгий звук, маленькие - короткий. Каждая команда берет свои звездочки и на магнитной доске составляет ритмический рисунок. Другая команда прохлопывает его, называя долгий звук ТА, а короткий ТИ.







ТА ТА ти ти ТА
Поэлементное освоение и творческая разработка музыкального материала на примере русской народной песни "Кошку грамоте учили"
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.
1. Активное знакомство с музыкальным материалом через речь, пение и движение.
Разучиваем песенку, используя игру: кто-то из детей становится кошкой, остальные - мышки.
2. Работа с ритмом. Сначала озвучиваем песню с помощью пластической реализации ритмической и метрической структур. На сильную долю притоп правой ногой, на слабую - левой. Затем присоединяем хлопки - на сильную долю, разводим руки - на слабую. Затем берем клавесы (ритмические палочки).
Игра с клавесами - дети опускаются на пол, на слова "Раз, два" ударяют палочкой об пол 2 раза, на слова "три, четыре" разводят руки в стороны (палочка остается в правой руке), поворачивают голову вправо и вкладывают палочку в левую руку соседа справа. Далее движения повторяются.
3. С помощью "звучащих жестов" создаем ритмическую партитуру.
хлопки в ладоши - хлопки ладонями по груди - хлопок ладонями по бедрам
4. На основе ритмической партитуры создаем партитуру для звуковысотных инструментов с элементами гармонии (интервальный аккомпанемент), далее, постепенно заменяя "звучащие жесты" на инструменты, делаем оркестровку из шумовых инструментов.
Дети исполняют оркестровый вариант русской народной песни.
После исполнения музыкальный руководитель прощается с детьми.
Список использованной литературы.
Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976.
Забурдяева Е, Перунова Н. Учебное пособеие “Посвящение Карлу Орфу” Вып. 1,2,3.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки».
Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
2019