Один из видов детской исполнительской деятельности – это игра на музыкальных инструментах, которая всегда привлекает дошкольников. В процессе этой деятельности у детей совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства. Она способствует становлению и развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости, развивается память и внимание, мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, способствует развитию координации, развивает фантазию, творчество, учит понимать музыку. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Цель: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Образовательные задачи: - формирование устойчивого ощущения метро-ритмической пульсации музыки; - расширение словарного запаса по теме музыкальные инструменты – металлофон, треугольник, колокольчик, клавесы, гуиро, румба, тон-блок; - формирование артикуляционно-телесных и слуховых ощущений ритмических рисунков; - расширение представлений о музыкальных звуках. Развивающие задачи: -развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, память, слуховое и зрительное внимание, речь); -развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -развивать зрительно-пространственную ориентацию; -развивать чувство ритма; -развивать фантазию и воображение; действие по образцу; Воспитательные задачи: -способствовать реализации творческого потенциала каждого участника совместной деятельности; -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - создать условия для получения детьми незабываемых положительных эмоций: эстетическое наслаждение от увиденного и своего результата в работе, чувство радости и восторга от происходящего; чувство расслабления и удовлетворения. Предварительная работа: изготовление ритмических звездочек для магнитной доски Формы совместной деятельности педагога с детьми: - рассказ; - игровые ритмические упражнения; - инструментальное музицирование; - пение; - body percussion (звучащие жесты) Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная. Используемые технологии: - игровая образовательная технология; - развивающая технология; - здоровьесберегающая технология; - ИКТ-технология; - технология проблемного обучения. Для работы используются следующие материалы и оборудование: Шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты, магнитная доска, магнитофон с аудиозаписями. Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель здоровается с ними. - Здравствуйте! пропевают дети. Музыкальный руководитель.А теперь давайте поздороваемся с Вами с помощью ритма. - Здравствуйте! Дети пропевают и одновременно прохлопывают. Музыкальный руководитель. Давайте присядем на стульчики и поздороваемся друг с другом. Дети садятся на стулья, которые стоят по кругу. Игра с именами Ребенок называет имя ребенка с которым хочет поздороваться и сопровождает его любым звучащим жестом. Дети выполняют ритмические движения на каждый слог. - Здравствуй Ма-ша! 2 хлопка в ладоши, 2 шлепка по коленям. Музыкальный руководитель. Мы с вами сейчас здоровались с помощью звуковых жестов, а чем можно их заменить? Дети. Инструментами! Музыкальный руководитель. Верно! Смотрите, перед нами лежат различные инструменты. А что-же у них общего? Дети. Это шумовые инструменты. Музыкальный руководитель. Что означает термин "шумовые инструменты"? Дети. У шумовых инструментов нет определенной высоты звука. Музыкальный руководитель обсуждает с детьми какие перед ними лежат инструменты: стучалки - те, которые стучат, и звенелки - те, которые звенят. Дети берут по инструменту и садятся обратно на стульчики. Музыкальный руководитель просит каждого по очереди назвать свой инструмент и простучать его название - все дети повторяют. Представление инструментов Ребенок: Гу - и - ро произносит и простукивает. Дети повторяют и простукивают на своих инструментах. Соло + оркестр. Игры со звуками Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что когда они здоровались друг с другом, то смотрели глаза в глаза. Теперь без слов, только зрительным контактом будем передавать звук друг другу. Каждый ребенок играет один звук коротко, глядя на того, кому желает передать. Далее по цепочке - взглядом меняем направление. Дети садятся в группы по родственным инструментам. Образуют потоки по показу музыкального руководителя - постепенное увеличение силы звука, затем уменьшение - Forte и Piano. Игра с дирижером. Выбранный ребенок показывает группам инструментов когда какая играет, с какой динамикой, в каком темпе. Ребята кладут инструменты на стульчики и становятся за ними. Под пение они выполняют движения, в процессе которых переходят к стульчику соседа. Берут его инструмент и импровизируют под музыку. В конце музыкальной фразы кладут инструмент обратно на стульчик и игра продолжается. Зашагали вправо, пусть никто не отстаёт! Все остановились и на месте поворот! Хлоп-хлоп-хлоп! ( в ладошки) Что такое? ( удивляемся) Шлёп-шлёп-шлёп! ( по коленочкам) Что за звук? ( удивляемся) Веселятся все вокруг!! ( хлопки в ладошки) Не жалея рук! ( берут инструменты) Происходит естественный обмен инструментами. После игры дети берут инструменты, относят на общий стол и садятся на места. Музыкальный руководитель. Ребята, сейчас мы с Вами играли на шумовых инструментах. А какие инструменты Вам еще известны? Дети. Звуковысотные. Музыкальный руководитель обсуждает с детьми, чем они отличаются от шумовых, называем - металлофон, ксилофон, колокольчики. Музыкально-дидактическая игра "Угадай, на чем играю" Детям предлагается разделиться на две команды. Ребенок из одной команды выходит к столу, на котором лежат разные инструменты - он будет играть на любом из представленных инструментов. Команда соперников закрывает глаза и слушает звук загаданного инструмента. После обсуждения – отвечают, какой инструмент звучал. За правильный ответ команда получает звездочку. Далее, из их команды выходит представитель игра продолжается. 1 команда поет: Глазки закрывайте, чей звук, Вы, угадайте! 2 команда отгадывает. Музыкально-дидактическая игра "Сложи ритмический рисунок" В предыдущей игре дети, за правильные ответы, подучили звездочки разного размера - большие и маленькие. Большие звездочки означают долгий звук, маленькие - короткий. Каждая команда берет свои звездочки и на магнитной доске составляет ритмический рисунок. Другая команда прохлопывает его, называя долгий звук ТА, а короткий ТИ.
ТА ТА ти ти ТА Поэлементное освоение и творческая разработка музыкального материала на примере русской народной песни "Кошку грамоте учили" Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, А за мышками скакать. 1. Активное знакомство с музыкальным материалом через речь, пение и движение. Разучиваем песенку, используя игру: кто-то из детей становится кошкой, остальные - мышки. 2. Работа с ритмом. Сначала озвучиваем песню с помощью пластической реализации ритмической и метрической структур. На сильную долю притоп правой ногой, на слабую - левой. Затем присоединяем хлопки - на сильную долю, разводим руки - на слабую. Затем берем клавесы (ритмические палочки). Игра с клавесами - дети опускаются на пол, на слова "Раз, два" ударяют палочкой об пол 2 раза, на слова "три, четыре" разводят руки в стороны (палочка остается в правой руке), поворачивают голову вправо и вкладывают палочку в левую руку соседа справа. Далее движения повторяются. 3. С помощью "звучащих жестов" создаем ритмическую партитуру. хлопки в ладоши - хлопки ладонями по груди - хлопок ладонями по бедрам 4. На основе ритмической партитуры создаем партитуру для звуковысотных инструментов с элементами гармонии (интервальный аккомпанемент), далее, постепенно заменяя "звучащие жесты" на инструменты, делаем оркестровку из шумовых инструментов. Дети исполняют оркестровый вариант русской народной песни. После исполнения музыкальный руководитель прощается с детьми. Список использованной литературы. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976. Забурдяева Е, Перунова Н. Учебное пособеие “Посвящение Карлу Орфу” Вып. 1,2,3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки». Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.