НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Проектная деятельность как метод патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Дошкольный возраст - самая благоприятная пора для зарождения священного чувства любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Именно поэтому целесообразно начинать патриотическое воспитание детей с дошкольного возраста.
В этот период, с точки зрения психологических характеристик, ребенку свойственна - эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, внушаемость, присуща подражательность. На всю жизнь остаются с человеком знания, впечатления, пережитые им в детстве.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств, следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране. То есть одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольных учреждений следует считать краеведение. Ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона имеет огромное значение, ведь любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей малой родине.
Цель краеведения в дошкольном учреждении – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:
v Формировать представление о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
v Прививать и воспитывать чувство гордости, привязанности к своей малой родине, восхищение ее красотой.
v Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
v Побуждать к познанию культурных и природных богатств родного края, беречь и охранять их.
v Воспитывать уважение к знаменитым землякам, людям труда.
v Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
Среди многообразия форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, таких как беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения, игры-эксперименты следует обратить на современные актуальные формы работы с детьми. К таким современным формам работы с детьми следует отнести опытно-экспериментальную и проектную деятельность детей.
Проектная деятельность, как средство реализации новых образовательных стандартов, является инновационной педагогической технологией. Метод проекта позволяет детям усваивать сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем -это основное предназначение метода проектов.
Проектный метод – один из старейших методов на сегодняшний день, так как, еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь, таким образом, в реальную действительность, а не придумывая что-то вымышленное. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский (изготовление каких-то предметов для своих нужд), проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался.(1)
При организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста наряду с методами обучения поисковым процедурам, методам постановки проблемы, то есть теоретическими методами следует широко использовать уже хорошо себя зарекомендовавшие методы наблюдения и экспериментирования.
Стоит отметить, что экспериментированию посвящено достаточно большое количество исследований. Этот метод рекомендуют использовать в работе с дошкольниками А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина. Очевидно, что выбор именно такого метода изучения окружающего мира является наиболее целесообразным. Во - первых, проведение опытов должно в высокой степени заинтересовать любопытный детский ум, ведь экспериментальная площадка, объекты и предметы исследований всегда выходят за рамки обычных условий. Во - вторых, стремление получить достоверный вывод, дойти до истины или доказать свою точку зрения есть хорошая мотивация к выполнению исследований. И экспериментирование, как ни один другой метод изучения, заставляет ребенка проявить самостоятельность, личную инициативу, синтезировать собственные идеи и учиться обходиться без помощи посторонних людей.
В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.Кроме того, экспериментирование можно включать в другие формы работы по краеведению с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня: «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бывает лишь собственной мудростью. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный». Именно эти слова как нельзя лучше описывают метод проектной деятельности. В процессе исследования темы и создания продукта дети дошкольного возраста не только узнают что-то новое, но и развивают стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретают важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.
Краеведческий материал обладает всеми необходимыми условиями для создания на его основе качественного и интересного самому дошкольнику проекта и как подтверждение тому в практике дошкольного образования сейчас можно найти огромное количество реализованных проектов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности по краеведению.
Краеведческий материал является огромным, богатым, интересным простором для проектной деятельности с детьми в ДОО. Детей легче увлечь работой, если она касается лично их самих, затрагивает их интересы, будь то история семьи или история и достопримечательности родного края.
Проектная деятельность, направленная на формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность дошкольников.
Известно, что в ходе самостоятельного познания, практической деятельности, формируется ориентировочно-исследовательская функция, любознательность, активность, которая побуждает ребенка интересоваться новым и интересным, не только в своем ближнем окружении, но и познавать, интересоваться богатством и особенностью родного города, родного края. Специально организованная в ходе проекта опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Только действуя самостоятельно, ребята учатся разными способами и методами находить необходимую им информацию об интересующем их предмете или событии и использовать полученные знания для достижения поставленных целей.
Список источников
1.       Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина. — Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 20.04.2020).
2.       Ерофеева Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 94–106.
3.       .Малеева, С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева. — Текст: непосредственный, электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6330/
4.       Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36707/
5.       
2020