НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Парфенова Н. Г. Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Актуальность проекта: Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее пониманию. Малышей интересует все новое, неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в деятельности. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес. Они учатся делать выводы, причинно – следственные связи, сравнивать.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные: - познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы.
Формирующие: - формировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы.
Развивающие: - развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, мышление, развивать речь детей, активизировать словарный запас
Воспитательные: - воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу. Уточнить и закрепить правила безопасного поведения во время игр с камнями и песком, воспитывать аккуратность во время игр с водой, бережное отношение к природе.

План реализации проекта

1. Подготовительный этап:
-Изучение и накопление теоретического материала по теме, создание методического продукта.
-Составление алгоритма проведения занятия - экспериментированию
-Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.
2. Основной этап:
-Разработать и реализовать план-программу по проекту.
- Занятие на тему «Игры с султанчиками», «Мутная водица», «Сладкая водичка» (Дать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной, формировать представление о том, что в воде растворяется сахар)
3.Заключительный этап:
-подвести итоги и представить результаты.
Ожидаемый результат:
Положительная динамика развития познавательного интереса и наблюдательности. Обогащение словарного запаса и знаний детей о свойствах живой и неживой природы. Обогащение предметно-развивающей среды.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»;
- Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
- Семинар-практикум «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»
- Фотовыставка: «Мы экспериментируем».
Создание развивающей среды:
Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители (акварельные краски,гуашь)
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки;
Вывод: Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.
Список используемой литературы:
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;
8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
2021