Парфенова Н. Г. Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
Актуальность проекта: Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее пониманию. Малышей интересует все новое, неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в деятельности. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес. Они учатся делать выводы, причинно – следственные связи, сравнивать. Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Познавательные: - познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы. Формирующие: - формировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы. Развивающие: - развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, мышление, развивать речь детей, активизировать словарный запас Воспитательные: - воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу. Уточнить и закрепить правила безопасного поведения во время игр с камнями и песком, воспитывать аккуратность во время игр с водой, бережное отношение к природе.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап: -Изучение и накопление теоретического материала по теме, создание методического продукта. -Составление алгоритма проведения занятия - экспериментированию -Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. 2. Основной этап: -Разработать и реализовать план-программу по проекту. - Занятие на тему «Игры с султанчиками», «Мутная водица», «Сладкая водичка» (Дать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной, формировать представление о том, что в воде растворяется сахар) 3.Заключительный этап: -подвести итоги и представить результаты. Ожидаемый результат: Положительная динамика развития познавательного интереса и наблюдательности. Обогащение словарного запаса и знаний детей о свойствах живой и неживой природы. Обогащение предметно-развивающей среды. Работа с родителями: - Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»; - Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». - Семинар-практикум «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» - Фотовыставка: «Мы экспериментируем». Создание развивающей среды: Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются: 1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы; 2. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.); 3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.); 4. Разные виды бумаги, пластилин; 5. Красители (акварельные краски,гуашь) 6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.); 7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.); 8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито). 9. Детские фартуки; 10. Полотенца, тряпочки; Вывод: Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей. Список используемой литературы: 1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001; 3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011; 6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006; 7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000; 8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.