Актуальные вопросы начального общего образования

Шапенкова Е. В. Формирование личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Актуальность данной статьи обусловлена потребностями школьной практики в способах формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Проблема формирования личностных результатов обучения рассматривается как освоенные учеником универсальные учебные действия (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Т.В. Василенко, А.В. Федотова и др.), как продукт деятельности личности (А.В. Хуторской и др.) [1].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) ориентацию в социальных ролях в межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усвоенного содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [3].
К самоопределению относятся: основы гражданской идентичности личности в норме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие; к смыслообразованию относятся: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; к нравственно-этической ориентации относятся: знание основных моральных норм, развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Исходя из ценностных ориентиров изучения учебного предмета «Математика», сформулированы планируемые личностные результаты освоения данного курса во всех классах начальной школы.
В 1-м классе происходит формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предлагаемых ситуациях общения и сотрудничества опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Личностными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития – умение определять свое отношение к миру.
В 3−4-ом классах личностными результатами изучения курса «Математика» является сформированность следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Основным на уроках математики в сфере личностных УУД можно назвать действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен уметь найти ответ на вопросы о значимости изучаемого предмета и учебного материала для его личностного развития.
Личностные УУД формируются, когда учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е. вопросы, направленные непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…», «Что бы вы сделали…». Учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться. Показателем успешности формирования личностных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Для достижения личностных результатов возможно использование разных образовательных технологий [2]:
- технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность;
- проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
- ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
- технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели;
- технология оценивания учебных успехов (формирует умение адекватной самооценки).
Основным средством формирования личностных универсальных учебных действий в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя в конечном итоге, умение действовать самостоятельно в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают школьников анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
В заключение можно сделать вывод, что формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью для учащихся создаются такие условия, чтобы у них появилась потребность, желание включиться в учебную деятельность на учебном занятии.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.2.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Гребенюк, О.С. Теория обучения: [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 380 с.
2020