Туганова А.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Библиографическое описание: Туганова А.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Аннотация: Встатье раскрывается актуальность проблемы развития детей с задержкой психического развития по средствам игр В.В. Воскобовича. Автор описывает, что по итогам коррекционно-педагогической работы с использованием игр В.В. Воскабовича дети с задержкой психического развития стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить дело до конца, они стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творческий подход в играх.
Ключевые слова: Дети с задержкой психического развития, игры В.В. Воскобовича, познавательная активность, развивающие игры, речь, мышление, внимание, память.
Abstract: The article reveals the relevance of the problem of development of children with mental retardation through games by V.V. Voskobovich. The author describes that based on the results of correctional pedagogical work using games by V.V. Voskabovich, children with mental retardation began to concentrate better when performing complex mental operations and complete the task, they began to show observation, a research approach to phenomena and objects of the surrounding reality, and a creative approach in games.
Key words: Children with mental retardation, games by V.V. Voskobovich, cognitive activity, educational games, speech, thinking, attention, memory.
В настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждений.
Познание окружающего мира у детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в познавательно-игровой деятельности. Игра для детей – способ познания окружающего. Одним из важных средств развития сенсорного развития является развивающая игра. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности, и есть отличительная особенность развивающих игр.
Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития к игровой деятельности.
Игра в коррекционно-педагогической работе представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Среди всего многообразия развивающих игр особо можно выделить игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу развивающих игр заложены три основных принципа: интерес; познание; творчество.
Развивающие игры В. Воскобовича – это творческая методика. «Сказочные лабиринты игры» - это игровая технология, ориентированная на зону ближайшего развития, представляющая собой систему, доступную для детей с задержкой психического развития. Для детей с задержкой психического развития процесс усвоения новых знаний представляет трудности, поэтому использование любых дидактических средств, требует методических рекомендаций по комплексному использованию игр при сопровождении детей данной категории.
Развивающие игры Воскобовича В.В. я подбирала к той теме, которую нужно раскрыть в процессе каждого коррекционного занятия. Если идёт знакомство детей с «отрезком» или «ориентировкой на листе бумаги», то применяем игру «Геоконт», которая учит детей построению фигур на листе бумаги по координатам поля. При этом дети осваивают простейшее программирование, учатся находить отрезки, сравнивать их по длине. И чтобы освоить такие понятия как «отрезок», «луч», «прямая» играем в «Геоконт». Играя, дети узнают, что такое упругость (это когда резинка растягивается и возвращается в исходное положение), учатся рисовать план на игровом поле и схемы фигур по словесной инструкции. Одна игра может решить множество образовательных задач. Ребёнок осваивает буквы и цифры, учится различать цвет и форму, развивается мелкая моторика рук. И в ходе всей игры у детей развивается память, мышление, внимание и воображение. Особенная, творческая и очень добрая методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича успешно готовит детей к школе.
В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребёнка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения.
Яизучила влияние игр В.В. Воскобовича в коррекционно-педагогической работе на формирование познавательной активности и усвоение программного материала дошкольниками с ЗПР.
Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ № 71 «Сибирская сказка» города Железногорска, Красноярского края. В обследовании и диагностике участвовало 10 детей группы ЗПР - дети, у которых имелись негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с эмоционально-волевыми расстройствами, различными нарушениями регуляции произвольных форм деятельности. Организация экспериментальной работы по диагностике и коррекции развития детей с ЗПР предполагает формулирование критериев, по которым оно будет осуществляться, применение специальных диагностических методов, позволяющих объективно оценить результаты экспериментальной работы.
Коррекционно-развивающий процесс в подготовительной группе детей с задержкой психического развития в 2022-2023 учебных годах строился в соответствии с программами и методиками, которые применяются в МБДОУ № 71 «Сибирская сказка»:
В течение 2022-2023 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков в развитии по направлениям:
— формирование коммуникативной компетенции;
— совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;
— сенсорное развитие;
— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков;
— формирование словесно-логического мышления;
— формирование пространственно-временных представлений;
Коррекционно-развивающая работа с детьми строилась с учётом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определялись, прежде всего, в результате комплексного обследования, проведённого в начале учебного года. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по разделам «Развитие элементарных математических представлений», «Развитие речевого восприятия», «Ознакомление с окружающим миром») была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на учебный год и с применением на коррекционных занятиях развивающих игр В.В. Воскобовича.
Мониторинг осуществляется по пособию: Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с. 18ВК 5-89415-205-4
Результаты мониторинга освоения детьми ЗПР АООП основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Группа 10 человек.
Образовательная область
Тематический модуль
Уровень АООП на начало года
Уровень АООП с применением игр В.В. Воскобовича на конец года
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
Высокий –25%
Средний –27%
Низкий -48%
Высокий –62%
Средний –34%
Низкий -4%
Речевое развитие
Развитие речи
Высокий –0%
Средний –32%
Низкий -68%
Высокий –33%
Средний –59%
Низкий -8%
Ознакомление с художественной литературой
Высокий –0%
Средний –60%
Низкий -40%
Высокий –40%
Средний –40%
Низкий -20%
Обучение грамоте
Высокий –0%
Средний –20%
Низкий -80%
Высокий –40%
Средний –40%
Низкий -20%
По итогам мониторинга дошкольников с задержкой психического развития на предмет усвоения ими адаптивной программы на начало учебного года: Часть детей не стремились выполнить задание качественно, а старались сделать его быстро и освободиться. Проанализировав данные диагностики и проведенные наблюдения можно сказать, что многим детям характерна низкая переключаемость и работоспособность. Дети быстро утомились и теряли всякий интерес к выполнению задания. Включая в свою коррекционно-педагогическую работу игры В.В. Воскобовича с детьми с ЗПР и наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Таким образом, с учетом результатов коррекционно-педагогической работы можно сделать вывод, что показатели уровня детей с задержкой психического развития к усвоению программы улучшились. Эффективность использования мною игр В. В. Воскобовича показана в следующем. Дети с задержкой психического развития стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить дело до конца, они стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творческий подход в играх. Они легко различают и называют цвета, у них развита моторика пальцев и рук. Кроме того, дети, участвующие в образовательном процессе с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича не испытывают трудностей в подсчете, знают геометрические фигуры и умеют ориентироваться на плоскости. Дети научились сравнить действие с образцом, адекватно оценивать свои действия, удерживать цель. Дети продолжают учиться не отвлекаться от сути задания. Использование игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми с ЗПР способствовало повышению устойчивости их внимания и поддержанию интереса на протяжении всего активного периода работы с ними. Мой опыт доказывает, что авторская игровая технология В.В. Воскобовича высокоэффективна во всех видах деятельности детей с задержкой психического развития.
По итогам диагностики, результативность коррекционно-развивающей работы в 2022-2023 учебном году составила 81%.
Для себя я определила следующие перспективы развития:
· дальнейшее освоение игровой технологии, используя все ее возможности и ресурсы;
· дальнейшее пополнение развивающей среды в группе новыми и интересными игровыми технологиями В.В. Воскобовича для детей с задержкой психического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; — Хабаровск, СПб, 2014.
5. Квадрат - трансформер: мини-занятия для малышей // Дошкольное
6. Кондратьева, Л.А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л.А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16
7.Харько Т.Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.