НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Назырова С.В. К вопросу о дошкольном чтении в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Назырова С.В. К вопросу о дошкольном чтении в воспитании и образовании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

В нашем меняющемся мире всё острее встаёт вопрос формирования мировоззрения и этики у подрастающего молодого поколения нашей страны. Стремительный переход от советского гармонично развитого человека к «грамотному потребителю» сегодня поставил перед родителями и педагогами множество порой взаимоисключающих вопросов и задач. Ошибки в воспитании тяжело поддаются в будущем коррекции и исправлению, а поэтому вопрос правильного выбора цели, задач, методов воспитания и образования является жизненно важным в нашей современной действительности.

Отсутствие выверенной стратегии педагогической деятельности, сомнительные цели и задачи, которые выдвигает современное общество потребления, приводит к ужасающим последствиям в этическом, эстетическом и нравственном плане.

Где же выход из тупиковой ситуации, в которую завели общество скорополительные решения, сомнительные цели и задачи, а также ещё более сомнительные методы достижения заявленных целей?

Ответ на этот вопрос представляется очевидным и исторически проверенным. Это формирование через эстетику этического фундамента и уже на этой основе формирование через образовательный процесс личности ребёнка. Эстетика позволяет через изобразительное искусство с опорой на лучшие образцы мировой и отечественной культуры, при опоре на национальные особенности общества и индивидуума добиться успеха в воспитании и образовании.

Одним из важнейших, а главное доступных методов в формировании мировоззрения ребенка является чтение. В данной статье хотелось бы заострить внимание читателей на одном очень значимом разделе чтения, а именно детском дошкольном чтении.

Детское дошкольное чтение на, казалось бы, простоту множества направлений и доступность, требует особого внимания и тщательности отбора используемого материала. Важным представляется не только литературное содержание, но и эстетика подачи материала через зрительные образы или иллюстрации, другими словами. Дошкольное детское чтение - занятие, требующее известного напряжения, прерывающее упоительную игровую деятельность ребёнка.

Решается это противоречие через «беседу», посредством чтения, о самом интересном, о жизни людей, похожих на тебя. Важно чтобы события, изложенные в книге, были узнаваемы, с опорой на уже имеющийся познавательный опыт. Необходимо, таким образом, подбирать материал для чтения так, чтобы события, изложенные в книге, были «похожими» - узнаваемыми.

Особую роль в этом играет художественная иллюстрация детских книг, так как зрительная узнаваемость собственной жизни в литературных историях приносит детям особое удовольствие. Требования к иллюстрациям литературных произведений в детской литературе, а особенно в дошкольном чтении должны быть намного строже и обоснованнее, чем в литературе для взрослых.

Основными критериями представляется следующее:

· сохранение стиля эпохи;

· системность (не противоречие сегодняшней жизни, «кровное» родство с современностью);

· обыденность (не бытовая, а приподнято-одухотворенный образ, через цвет, движение привязанность к историческому и культурному наследию);

· изобразительный язык, основанный на отказе от иллюзорности в пользу самоценной картинной плоскости и построенном на эмоциональном выразительном колорите (цвет, краски);

· одухотворенность, формирование возвышенного чувства теплоты (цвет, движение, умение развернуть фигуры героев в двухмерном пространстве);

· приближение изобразительного ряда к миру ребенка;

· поэтизация детства через радость, жизненную чистоту и душевное благородство.

Таким образом, основная цель иллюстраций в детской литературе – это человек не только как объект сюжета, но и как неисчерпаемый источник радости пластического и стилистического порядка.

Именно в единстве изобразительных форм и этического содержания литературного произведения для детей кроется максимальная эффективность процесса воспитания и образования посредством чтения. Несмотря на многообразие детской литературы многие образы не соответствуют вышеизложенным критериям и их использование может привести к обратному от заявленного эффекту.

Примером сбалансированного подхода служит серия книг издательства «Художник РСФСР» с 1976 года сборников под общим названием «10 книг для детей» с иллюстрациями ведущих художников и графиков отечественной детской литературы. Работы В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, А. Пахомова, В.Канашевина составляют золотой фонд иллюстраций к детской отечественной книге.

Многообразие и разноплановость собранного в изданных сборниках литературного материала, академическая выверенность изобразительного ряда иллюстраций к ним позволяют эффективно и в тоже время достаточно просто использовать эти материалы в воспитательном и образовательном процессе.

Актуальность этического, эстетического и морального суверенитета нашей страны стоит как никогда остро. Мы не должны отбрасывать мировые достижения в этих сферах, но и слепо копировать их представляется опасным. Наиболее верным является использование наследие античности, Ренессанса, эпохи Возрождения, лучших образцов современной мировой культуры с опорой на национальную культуру с древней Руси по сегодняшний день. Но всё это требует от родителей навыков самообразования, а от педагогического состава умение корректировать деятельность родителей в процессе домашнего воспитания и образования подрастающего поколения. Залог успеха в достижении заявленной цели представляется в единстве усилий родителей, педагогов и государства.

Библиографический список1. Официальный интернет-портал правовой информации

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс]: URL: http://publication.pravo.gov.ru Document// View/0001202212280044

2.В.М. Домитеева. О детских книгах А.Ф. Пахомова, статья от издательства к книге «А. Пахомов 10 книжек для детей». Ленинград, «Художник РСФСР», 1986
2023