Библиографическое описание:
Браусова М.В. Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в детском саду» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
«Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой».
Т. Бондаренко
Основные задачи, которые ставят воспитатели перед собой в своей работе это:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
3. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, города.
5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
Для эффективности решения поставленных задач в практике работы с родителями мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы.
Составление кластера «Природа». Давайте вспомни главное, что:
Природа – источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения душат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое.
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин знаменитых авторов, на необыкновенный пейзаж за открытым окном…
Природа – источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств. Природа – источник здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное закаливание организма.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:
Информационно-аналитические – проведение опросов и анкет, беседы, картотеки «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» и «Педагогическая копилка: родители для педагогов».
Цель: выявление интересов, запросов, уровня компетентности и экологической грамотности.
Познавательные – проведение консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогические гостиные, устные педагогические журналы, исследовательская и проектная деятельности по экологии.
Цель: формирование у родителей практических навыков по экологическому воспитанию детей.
Досуговые – совместные досуги, интерактивные досуговые мероприятия, выставки, мастер-классы, КВН экологического содержания.
Цель: установление эмоционального контакта с родителями через мероприятия экологической направленности.
Наглядно-информационные: буклеты, реклама (информация, упакованная в оригинальную форму), выпуски стенгазет, фотогазет, электронные газеты, и т.д.
Основные задачи, которые ставят воспитатели перед собой в своей работе это:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
3. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, города.
5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
Для эффективности решения поставленных задач в практике работы с родителями мы используем разнообразные интерактивные формы.
Перспективный план работы родительского клуба «Знатоки природы»
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в клубе. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Экологическое воспитание».
2. Создать семейные презентации «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями в ботанический сад Санкт-Петербурга «Экологические выходные».
4. Оформить стенд в группе «Подарки осеннего леса».
5. Привлечь родителей к выставке-конкурсу «Фестиваль осенних шляп».
Ноябрь
1. Создать совместно с родителями поделки для выставки «Осень, очей очарованье». Использование листьев, веток, бросового материала.
2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
4. Создать буклет для родителей: «Банк идей по экологическому воспитанию дошкольника».
Декабрь
1. Провести вместе с родителями мини – акцию «Озеленение группы»: цель акции: познакомить детей с комнатными растениями, способами ухода за ними, бережного отношения к растениям. Дети с родителями приносят в группу комнатное растение, и проводят познавательную беседу для детей об этом растении, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит.
2. Провести консультацию «Не бросайте мусор!». Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы.
3. «Экологические выходные» – провести совместно с родителями и детьми прогулки с целью сбора пластика.
4. Домашнее задание для родителей: подготовить консультации по уходу за домашними растениями. Воспитатели готовят консультацию для детей как ухаживать за растениями в саду.
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Что любят птицы». Организовать сбор корма для птиц зимой.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Подкормите птиц», воспитатели подготовят консультацию «Как сделать удобную кормушку».
3. Совместная деятельность детей и родителей: создание альбома в группу «Зимующие птицы нашего региона». Цель: для обучения детей в группе, дидактический материал.
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу.
2. Организовать фотовыставку «Мы дружим с природой».
3. Дети совместно с родителями готовят презентации «Мой любимый питомец». Цель: знакомство с домашними животными, как ухаживать за ними, воспитывать чувство ответственности и любви к братьям нашим меньшим.
Март
1. «Сбор клуба»– выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. После посадки провести консультации о пользе витаминов для нашего организма.
Апрель
1. Домашнее задание – придумать экологические сказки, рекламу на экологическую тему.
2. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый поселок, город!»
3. «Экологические выходные» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Сбор клуба» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2. «Экологические выходные» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
3. Подготовить фотовыставку из фотографий о субботнике «Вот, как много зелени в саду!».
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
Таким образом, цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Практическая часть.
Фрагмент деловой игры «Экологическая гостиная», которую можно провести у себя в группе вместе с родителями.
Участники деловой игры делятся на 2 команды.
Разминка «Маленькая елочка» - экологическая минутка.
Игра «Знатоки экологии»
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Самая высока трава? (Бамбук)
Форма работы «Метеобюро прогнозов».
1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее)
9. Собака катается по земле, мало ест и много спит (к вьюге).
Метод «Кейс-технологии» - разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также работать с информацией.
Предлагается две ситуации для обсуждения.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его.
Конкурс «Угадай мелодию»
Командам необходимо угадать песни из возможных нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3. То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Подведение результатов конкурса.
Спасибо всем педагогам, удачи в работе!
Браусова М.В. Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в детском саду» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
«Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой».
Т. Бондаренко
Основные задачи, которые ставят воспитатели перед собой в своей работе это:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
3. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, города.
5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
Для эффективности решения поставленных задач в практике работы с родителями мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы.
Составление кластера «Природа». Давайте вспомни главное, что:
Природа – источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения душат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое.
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин знаменитых авторов, на необыкновенный пейзаж за открытым окном…
Природа – источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств. Природа – источник здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное закаливание организма.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:
Информационно-аналитические – проведение опросов и анкет, беседы, картотеки «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» и «Педагогическая копилка: родители для педагогов».
Цель: выявление интересов, запросов, уровня компетентности и экологической грамотности.
Познавательные – проведение консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогические гостиные, устные педагогические журналы, исследовательская и проектная деятельности по экологии.
Цель: формирование у родителей практических навыков по экологическому воспитанию детей.
Досуговые – совместные досуги, интерактивные досуговые мероприятия, выставки, мастер-классы, КВН экологического содержания.
Цель: установление эмоционального контакта с родителями через мероприятия экологической направленности.
Наглядно-информационные: буклеты, реклама (информация, упакованная в оригинальную форму), выпуски стенгазет, фотогазет, электронные газеты, и т.д.
Основные задачи, которые ставят воспитатели перед собой в своей работе это:
1. Создание условий в дошкольном учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
2. Приобщение родителей к жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе экологического воспитания.
3. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
4. Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды на территории детского сада, города.
5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей, используя разные формы.
Для эффективности решения поставленных задач в практике работы с родителями мы используем разнообразные интерактивные формы.
Перспективный план работы родительского клуба «Знатоки природы»
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в клубе. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Экологическое воспитание».
2. Создать семейные презентации «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями в ботанический сад Санкт-Петербурга «Экологические выходные».
4. Оформить стенд в группе «Подарки осеннего леса».
5. Привлечь родителей к выставке-конкурсу «Фестиваль осенних шляп».
Ноябрь
1. Создать совместно с родителями поделки для выставки «Осень, очей очарованье». Использование листьев, веток, бросового материала.
2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
4. Создать буклет для родителей: «Банк идей по экологическому воспитанию дошкольника».
Декабрь
1. Провести вместе с родителями мини – акцию «Озеленение группы»: цель акции: познакомить детей с комнатными растениями, способами ухода за ними, бережного отношения к растениям. Дети с родителями приносят в группу комнатное растение, и проводят познавательную беседу для детей об этом растении, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит.
2. Провести консультацию «Не бросайте мусор!». Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы.
3. «Экологические выходные» – провести совместно с родителями и детьми прогулки с целью сбора пластика.
4. Домашнее задание для родителей: подготовить консультации по уходу за домашними растениями. Воспитатели готовят консультацию для детей как ухаживать за растениями в саду.
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Что любят птицы». Организовать сбор корма для птиц зимой.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Подкормите птиц», воспитатели подготовят консультацию «Как сделать удобную кормушку».
3. Совместная деятельность детей и родителей: создание альбома в группу «Зимующие птицы нашего региона». Цель: для обучения детей в группе, дидактический материал.
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу.
2. Организовать фотовыставку «Мы дружим с природой».
3. Дети совместно с родителями готовят презентации «Мой любимый питомец». Цель: знакомство с домашними животными, как ухаживать за ними, воспитывать чувство ответственности и любви к братьям нашим меньшим.
Март
1. «Сбор клуба»– выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. После посадки провести консультации о пользе витаминов для нашего организма.
Апрель
1. Домашнее задание – придумать экологические сказки, рекламу на экологическую тему.
2. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый поселок, город!»
3. «Экологические выходные» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Сбор клуба» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2. «Экологические выходные» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
3. Подготовить фотовыставку из фотографий о субботнике «Вот, как много зелени в саду!».
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
Таким образом, цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Практическая часть.
Фрагмент деловой игры «Экологическая гостиная», которую можно провести у себя в группе вместе с родителями.
Участники деловой игры делятся на 2 команды.
Разминка «Маленькая елочка» - экологическая минутка.
Игра «Знатоки экологии»
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Самая высока трава? (Бамбук)
Форма работы «Метеобюро прогнозов».
1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее)
9. Собака катается по земле, мало ест и много спит (к вьюге).
Метод «Кейс-технологии» - разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также работать с информацией.
Предлагается две ситуации для обсуждения.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его.
Конкурс «Угадай мелодию»
Командам необходимо угадать песни из возможных нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3. То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Подведение результатов конкурса.
Спасибо всем педагогам, удачи в работе!