Исследовательская и проектная деятельность

Бакшеева Н. Н. Проект "Наш Байкал"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Наш Байкал

Актуальность проекта

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.
Цель проекта
Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Задачи проекта
Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью.
Расширить знания детей о фауне озера Байкал.
Познакомить с животным миром Байкала.
Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Участники проекта
Дети старших  и подготовительных  групп 
 Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
 Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы:
I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап - итоговый
1 этап
1. Подбор материала и литературы по теме проекта
2. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями.
3. Подбор аудио и видео материала.
4. Создание ПРС.
Родители
- беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
- Знакомство с темой проекта.
Дети
беседы по теме, просмотр презентаций.
Подбор материала:  художественные и  музыкальные произведения, иллюстративный, речевой материал, раскраски, презентации, подборка фото, аудио и видеоматериала.
2 этап
Беседы, презентации:
- Байкал – жемчужина Сибири
- Красная книга
- Растительный и животный мир Байкала
- Подводный мир Байкала
- Ветра Байкала
- Нерпа
- Заповедники Байкала
- Просмотр документальных фильмов о Байкале и его обитателях
Чтение художественной литературы:
- Журнал “Сибирячок”
- Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»
- Загадывание загадок о животных
- Чтение сказок из сборника «Байкала озера сказки»
Стихотворения о Байкале
- Б. Архипкин «Байкал»
- М. Сергеев «Байкал»
- «Бухта песчаная»
- «Седой Байкал»
- «Сибирская красавица».
Дидактические игры:  
- «Кто, где живёт?»
- «Кто, чем питается?»
- «Чьи следы»
- «Летает, плавает, бегает»
- «Береги природу»
- «Природа и человек»
- «Выбери нужное»
- «Прилетели птицы»
- «Звери, птицы, рыбы»
Логические задачи – лабиринты:   
- Помоги нерпе доплыть до рыбки
- Помоги зайчику добежать до домика
Музыкально-художественная деятельность:
- Прослушивание записи: «Шум Байкала», «Шум леса», «Голоса птиц, зверей»
- Разучивание песни: «Раз морозною зимой»
- Прослушивание песен: «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре»
Ситуативные разговоры и проблемные ситуации:
- «Как заботиться о диких животных Приангарья»
- «Как помочь нерпе»
- «Что произойдёт если медведь не ляжет в зимнюю спячку»
- «Что было бы, если из леса исчезли…»
- «Для чего люди устраивают субботники на Байкале»
- «Кто засоряет Байкал»
- «Почему нужно беречь воду»
- «Как защитить Байкал»
- «Если у нерпы поврежден какой-либо орган»
- «Нерпе нужен воздух, как и тебе? »
Продуктивная деятельность:
Лепка: «Нерпа на берегу»
Рисование: «Ластоногий символ Байкала»;  «Спокойный Байкал»
Аппликация: «Нерпа нежится на солнышке»
Конструирование: 
- Строительство заповедника для животных
- Аэропорт для прилёта Айболита
НОД:
Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал»
Познавательно-исследовательская деятельность:
Экспериментирование с камнями
- через лупу, кто, что увидел
-закрой глаза, и на ощупь выбери самый гладкий, самый неровный камень.
-взять в одну руку камень, а в другую - пластилин, сжать обе ладони, сравнить, что произошло?
Проведение опытов с водой и с воздухом.
С водой: «Есть ли у воды вкус? », «Чем пахнет вода? », «Вода не имеет цвета».
С воздухом: «Чем пахнет воздух? », «Бывает ли воздуху холодно? », «Сколько весит воздух?»
Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды
Решение проблемных ситуаций:
- «Скоро зима, чем будет питаться заяц, лиса?»
- «Как помочь людям в лодке, если начался ветер на озере»
- «Сломали ветку у дерева»
- «Животное попало в капкан»
- «Туристы забыли мусорные мешки»
- «Выпал из гнезда птенец»
- «Срубили ёлку»
- «Если вода будет мутной в озере»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Зоолечебница»
- «Доктор Айболит прилетел на Байкал»
- «Туристическая прогулка по Байкалу и Ангаре»
- «Рыболовецкое судно»
3 этап:
 Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проектную деятельность.
Предполагаемый результат:
 Дети проявляют познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологической безопасности.
Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом - жемчужиной Сибири.



Библиографический список
1. Байкальская сторона: книга о родном крае: история, природа, богатства, проблемы сибирской земли, леса, рек и озер, среди которых живем / сост. Ротенфельд Б. С. - Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1988.
2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. М.: Мысль, 1988. 285 с.
3.Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. 2-е издание. Улан-Удэ: «Буряад Унэн», 2001. 168 с. (Серия «Человек и окружающая среда»).
4. Красная книга Иркутской области: Сосудистые растения / Под ред. А.М. Зарубина. Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2001. 200 с.
5. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 2002. 340 с.
6.Красная книга Республики Бурятия. Редкие и исчезающие виды животных. 2-е изд., перераб. и доп. Улан-Удэ: Изд. дом «Информполис», 2005. 325 с.
2022