Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Кузнецова О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании на уроках литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Аннотация. В статье раскрыты перспективы компетентностно-ориентированного подхода в образовании на уроках литературы. Представлен опыт работы на уроках литературы по данной теме.
Ключевые слова: компетенции, компетентностно-ориентированный подход, урок литературы.
Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин
О компетентностно-ориентированном подходе в образовании в течение последнего десятилетия говорят довольно много. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует от каждого учителя работать так, чтобы подготовить нового выпускника школы, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
Современная российская система образования ориентирована на работу по внедрению инновационных компетенций. Но в реальности переход в новую систему происходит это достаточно медленно. Уже разработаны новые Образовательные стандарты и рабочие программы. Они регламентируют как содержание, так и форму учебного процесса и состоят из огромного перечня фактов в разнообразных областях знаний, которые обучающийся должен усвоить, и набора техник по их освоению. Конечно, это необходимо. Если нет базовых знаний и навыков, человек не может ориентироваться в мире. Но сейчас в условиях инновационных процессов необходимо развивать творческий потенциал обучающихся, умение неординарно мыслить в нестандартных ситуациях, чтобы правильно реализовать свои знания и потенциал в жизни [1, с. 42]. Значит, необходимо давать детям возможность самостоятельно, творчески мыслить, по-новому подходить к закреплению материла, подготовить проект, написать эссе или сочинение.
В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по литературе появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [2, с. 88]. Через данное понятие определяется структура содержания обучения литературе.
Научить литературе – значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции. Именно они помогут обучающимся адаптироваться в современном меняющемся мире. Ведь без общения жизнь в обществе невозможна.
Цель компетентностного подхода в преподавании литературы - в формировании теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Конечно, компетентностный подход к преподаванию литературы предполагает формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.
Языковая компетенция – овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающегося; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, построению предложений и текстов разных видов.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки, включает знания об истории языка.
Коммуникативная компетенция дает знания о речи, её функциях, развивает умения в области основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты. Оно включает знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
На мой взгляд, ведущей компетенцией является коммуникативная, потому что именно она определяет уровень владения языком как искусством слова. Литературное произведение при таком подходе изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Как осуществить компетентностно-ориентированное образование на уроках литературы? Здесь надо понимать, что литературное образование – это единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знания и умения. Следовательно, и задания нужно строить в соответствии с определённой структурой. Существуют структурные компоненты заданий:
- стимул (погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение);
- заданная формулировка (точно указывает деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
- источник информации (содержит информацию для успешной познавательной деятельности);
- инструмент проверки (сведения о процедурах проверки и критериях оценки).
Возьмём, к примеру, урок по теме «Поэзия в годы Великой Отечественной войны». Предлагаю ребятам опрежающее задание: найти стихотворения о Великой Отечественной войне двух-трёх поэтов-фронтовиков Орехово-Зуевского района. Указываю источники информации: школьная и поселковая библиотеки, сеть Интернет. Одних ребят ориентирую на то, чтобы они выучили стихотворения и подготовились к их выразительному чтению. Другим даю творческое задание: сравнить лирических героев стихотворений. На уроке в форме литературной гостиной заслушиваю ответы ребят и предлагаю задание к следующему уроку: для всех ребят – выучить одно из стихотворений, а для тех, кто сам пишет стихи и миниатюры, - создать свою творческую работу о Великой Отечественной войне. Стимул – участие в поселковом конкурсе «Памяти павших», посвященном Победе в Великой Отечественной войне. Далее разрабатываю критерии оценки, выбираю жюри, осталось только прослушать всех и отобрать достойных для участия в конкурсе. Конечно, работа всех ребят должна быть оценена только положительно. Так были созданы работы наших ребят – победителей творческих конкурсов разных уровней: поселковый конкурс «Памяти павших», Московский открытый конкурс «Слагая строки в честь Победы», Всероссийский фестиваль «Волшебная строка», Всероссийский конкурс «Страница семейной славы».
Такая творческая работа создаёт условия для индивидуального проявления компетенций учащихся. В ней главное – нестандартная ситуация, где рождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на авторский текст.
В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетенция. Это стимул к самостоятельной познавательной деятельности. Подтверждается это тем, что ребята сами стараются выполнить работу так, чтобы найти в привычной теме что-то новое, чтобы всем было интересно.
Вот пример. Однажды в нашей школе состоялась встреча с писателем-земляком Владиславом Анатольевичем Бахревским. Всё началось с того, что в начале учебного года на уроке литературы ребята 7б класса рассказывали о книгах, которые прочитали летом. И Попова Вика познакомила всех со сказками Владислава Анатольевича, которые ей очень понравились. Она сумела заинтересовать ребят, и на следующем уроке внеклассного чтения мы решили поближе познакомиться с творчеством писателя. Класс я разделила на группы и каждой дала своё задание: первой группе - рассказать о жизни и творчестве писателя, второй - подготовить пересказ или выразительное чтение сказки (если сказка маленькая, например, «Сколько нужно пролететь, чтобы имечко добыть», «Облако Пуш», « Про Ёжика»); третьей - проанализировать проблемы, поднятые автором в сказках, познакомить ребят с героями и событиями произведений В.А.Бахревского. Урок получился очень интересным. Итог – творческие работы в жанре сказки, повести, иллюстрации к ним. А когда в Московском государственном областном гуманитарном институте проходила региональная краеведческая конференция «Литературное краеведение глазами молодых» (к 75-летию писателя-земляка В.А.Бахревского), я познакомилась с писателем и рассказала о работах ребят. Владиславу Анатольевичу они очень понравились, и он приехал к нам в гости. Конечно, мы готовились. Всю гимназию своей затеей увлекли. Ученики разных классов читали произведения писателя-земляка, готовили выставку его книг, иллюстрации и творческие работы. Праздник удался. Сначала мы познакомили Владислава Анатольевича с гимназией и музеем, потом в актовом зале состоялась конференция, на которой наши ребята задали писателю много вопросов о жизни и произведениях, а затем учащиеся разных классов читали свои творческие работы. Всем очень понравилось. Думаю, что такое событие запомнится надолго. А Владислав Анатольевич предложил создать сборник ученических работ. Поделился опытом создания сказок, объяснил, как работать над языком сказки и сделать так, чтобы твое произведение понравилось читателю. Ребята увлеклись идеей писателя и начали фантазировать. Много работали над языком своих творений. По совету писателя, делали свой язык простым и понятным читателю. А потом мы вместе читали их произведения и делились впечатлениями. Несколько работ отправили на конкурс «Гренадеры, вперед!», где они и получили заслуженное признание.
Подводя итог предложенным подходам к построению инновационно-ориентированного образования в России, хочется сказать, что в наш век стремительного развития экономики внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей образования, в том числе с использованием современных коммуникационных технологий, развивающих не только экономически подкованного, но и творчески развитого человека, необходимо [1, с. 44]. Это и есть наша ближайшая перспектива.
Список литературы:
1.       Логинова, Н. В. Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2013. — 45 с. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3227/
2.       Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике — М.: Высшая школа, 2004. — 130 с.
3.       Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе — М.: Сентябрь, 2000, 144 с.
4.       Полат, Е. С., Кухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. пед.кадров — М.: Академия, 2002, 270 с.
2019