НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Малахова С. А., Юнеман Т. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации регионального компонента дошкольного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Мы с Вами счастливые люди, потому что живем здесь и сейчас на Кубани и имеем возможность ежедневно и каждую минуту прикасаться к ее красоте. И как педагоги мы чувствуем огромную ответственность за то, чтобы наши дети, наши воспитанники смогли открыть для себя свою родину, полюбить ее, гордиться ею и ее людьми, беречь ее и украшать.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора создания условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста рассматривают национально – региональный компонент. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
В ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяются основные принципы государственной политики в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…».
В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».
По мнению А.С. Панарина, «малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки». Таким образом, регионы, подобные нашему, выступают сегодня как хранилища культурной специфики всей страны, всей нации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ориентируя педагогов на расширение детского кругозора, еще Н.К. Крупская подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал – основа для понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. В значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Патриотизм в дошкольном возрасте – это чувство привязанности к родителям и близким, к семье к родному поселку, ответственность в маленьких делах и поступках, сопереживание к окружающим людям. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.
ФГОС дошкольного образования определяет, что образовательная программа дошкольного учреждения должна состоять из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национально-культурных, демографических, климатических условий конкретного учреждения, приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен разрабатывать самостоятельно на основе регионального компонента.
«Региональный компонент» дошкольного образования рассматривается нами как система, включающая в себя комплекс демографических, климатических, социально-экономических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе дошкольных учреждений, и направленными на сохранение и развитие единого образовательного пространства в регионе.
ФГОС дошкольного образования определяет требования к организации целостного образовательного процесса на основе детских видов деятельности по обеспечению развития ребенка в разных направлениях.
В направление «Физическое развитие» заложены начала формирования здорового образа жизни, потребность в физическом развитии и самосовершенствовании. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой здоровья народов России, Кубани, является частью системы дошкольного образования.
В содержании направления «Социально – коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания.
В содержании направлений «Познавательное» и «Речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература.
Актуальны задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образования происходит в процессе постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
Направление «Художественно – эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры, культуры Кубани в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.
Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется реализовывать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей. Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), в связи с чем предлагается использовать различные виды деятельности, реализующие систему образовательного содержания. Они могут расширять и углублять содержание образовательной программы, что позволяет удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.
Наиболее эффективными методами реализации регионального компонента, на наш взгляд, являются рабочие тетради, главная цель которых – преподнести детям необходимые сведенья, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы.
1. Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь создает благоприятные условия для умственного развития дошкольников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для этого в рабочую тетрадь мы ввели знаки: подумай, рисуем, пишем, читаем, материалы повышенной сложности. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
2. Праздники и развлечения. Цель праздников в детском саду - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру - рассказать им о традициях праздников, их организации, правилах приглашения гостей, гостевом этикете. Очень важно на таких праздниках объединить детей разных национальностей общей идеей, узнать о своем крае, полюбить культуру народов, проживающих в России и на Кубани.
3.Музейная педагогика. Общие задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о ее процветании;
- формирование самосознания и активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Обращение к предметному миру в музейной педагогике является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку, даже совсем малышу. Предмет – главное “познавательное пособие”, которое дети могут потрогать, действовать с ним, осваивая через это окружающий удивительный мир родного края
Начиная образовательную деятельность по реализации регионального компонента, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссионные клубы, мастер-классы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.
Мы живем с вами в удивительном месте - на Кубани!
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны, сады и лиманы –
Все это – родная Кубань

(В. Подкопаев).

И только от нас зависит, Кубани родной, Отечества нашего – России, благополучие и процветание!!!
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;
2. Ты Кубань, ты наша Родина. Материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов – Краснодар 2004;
3. Знакомим малышей с малой родиной. Н.Г.Пантелеева Москва ТЦ
«Сфера», 2015;
4. Дошкольникам о Кубани. Т.И.Трифонова и др. методическое пособие для педагогов ДОО, Краснодар. Перспективы образования,2016
2021