Исследовательская и проектная деятельность

Кортунова Г.В. Театральный проект -как модель формирования функциональной грамотности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…

Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н.В.Гоголь

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Новизна театрального проекта состоит в том, что воспитание и развитие личности средствами театра происходит через погружение в конкретный литературный материал и приобретение опыта сценической деятельности через его поэтапную разработку; упражнения, тренинги, этюды направлены на сценическое взаимодействие в рамках одного тематического поля.
В своем классе я активно использую проектную театральную деятельность, так как считаю, что театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем.
Нашим дебютом в театральной постановке стал теневой спектакль по мотивам Братьев Гримм «Бременские музыканты» который мы провели в рамках Всероссийского проекта Российского движения школьников и постановка экологического спектакля по мотивам фантастической сказки Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Проходя все этапы проекта, решались и основные компетенции функциональной грамотности школьников.
Главная компетенция, которую формирует проект театр – коммуникативная. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
Компьютерные технологии которыми мы пользовались при записи спектаклей повысили и стимулировали интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Театральная деятельность повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Особенности постановки театра теней:
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, это во многом усложняет специфику работы над постановкой теневого спектакля. Во время показа теневого театра ребёнок дорисовывает и дополняет в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен. Теневой театр развивает творческое мышление и воображение., учит креативно мыслить.
Экологический театр
Постановка экологической сказки по мотивам произведения Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» оказалась очень увлекательным событием. Благодаря самому сюжету книги во многом решаются естественно-научные компетенции в рамках функциональной грамотности. Прочитав книгу, ребята с большим удовольствием знакомились с миром насекомых, вживались в роли благодаря маленьким импровизациям – «трудолюбивый муравей», «легкость и волшебство светлячка», «полет стрекозы», «движение лепестков цветка», «пробуждение природы» и т.д. Для лучшего ознакомления с тем или иным насекомым, были проведены беседы, показаны картинки, подобраны игры. После этого был написан сценарий. Хочется подчеркнуть, что сценарий был написан нами самостоятельно.
Школьный театральный проект – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Ученик овладевает собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности, которые являются необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, драматизация является одним из эффективных и доступных младшим школьникам видам творческой работы. Она пробуждает воображение детей, создаёт условия для более глубокого проникновения в смысл художественного текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной читательской грамотности, даёт каждому ребёнку возможность выразить себя и понять другого, т.е. создаёт ту ситуацию успеха, которая помогает детям сделать процесс обучения осознанным, увлекательным, радостным.

Библиографический список


1.    Воображение Выготский Л.С. и творчество в детском возрасте: психологический очерк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с
2.    Чурилова Э.Г. театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2003.— 160 с

2022