Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Романова Н.А. Межпредметные связи в творческом проекте «Театр времён Шекспира»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Самое значительное мероприятие, которое ежегодно проводится в МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», – это «Парад проектов», идейным вдохновителем которого является Валентина Александровна Костерева. Самый креативный человек нашего коллектива, она всех нас приобщила к индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
В 2019, который официально стал Годом театра в России, наша проектная деятельность оказалась теснейшим образом связана с театральным искусством.
Театр – удивительный мир и целая вселенная. Он пережил рождение кинематографа, телевидения, Глобальной сети и остался таким же притягательным и загадочным местом, где вымысел наполняется смыслом и становится реальностью. Великие люди всегда любили театр, отдавали ему вдохновение, свой талант и даже жизнь. Театру надо быть преданным всей душой, именно поэтому в нём не работают, а служат. Уильям Шекспир, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов, Михаил Афанасьевич Булгаков – все они создали для театра величайшие произведения, которые трогают наши сердца и души до сих пор.
Понимающими людьми верно подмечено: если душа жаждет чуда – идите в театр. Такого сумасшедшего драйва и неповторимой атмосферы нет больше нигде, сцена же преображает человека гораздо лучше любого пластического хирурга: делает ярче и выше, порой меняет до неузнаваемости. Театр – это отражение всей жизни, как сказал Пьер де Ронсар: «Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле…». Значит, сыграть свои роли надо искренне и от всей души, сделав театр более реалистичным и правдивым, а жизнь – по-настоящему праздничной и яркой. Именно так, как поступал Андрей Миронов, который в образе Остапа Бендера пропел слова, оставшиеся в нашей памяти:
О, наслажденье скользить по краю,
Замрите, ангелы, смотрите, я играю,
Моих грехов разбор оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры...
Отмечая Год театра в России, мы решили вспомнить непревзойдённого драматурга всех времён и народов и воплотить в жизнь творческий проект «Театр времён Шекспира». Имя Уильяма Шекспира известно во всем мире. Он считается величайшим англоязычным писателем, одним из лучших драматургов мира и часто именуется национальным поэтом Англии.
В своём проекте мы обратили наиболее пристальное внимание на сонеты гениального автора, а также на его бессмертные трагедии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», которые не потеряли своей актуальности в наши дни. Поднятые в них общечеловеческие философские вопросы всегда волновали людей и помогали им находить общий язык.
В рамках реализации проекта «Театр времён Шекспира» старшеклассники гораздо больше узнали о театральном искусстве XVI века, о прославленном «Глобусе», одном из старейших театров Англии, где играла труппа «Слуги лорда Камергера», с именем которой неразрывно связано творчество Шекспира, его драматическая и актёрская деятельность. Постановки произведений талантливого драматурга сделали театр одним из важнейших центров культурной жизни страны. Участники нашего проекта заинтересовались личностью Уильяма Шекспира, прочитали знаменитые сонеты, «Трагическую историю о Гамлете, принце датском» и трагедию «Ромео и Джульетта», выучили известные монологи и диалоги на русском и английском языках, подготовили буклет и ряд презентаций, посвящённых творчеству великого поэта, одержали победу в конкурсе «С любовью к Шекспиру» и в «Параде проектов», который традиционно проводится в нашей школе весной.
Во время работы над проектом мы убедились: бессмертные трагедии прославленного автора не потеряли своей злободневности в наши дни, ведь в них рассмотрены общечеловеческие проблемы, которые всегда волновали людей. Выяснили, что с шестнадцатого века сценическое искусство из любительского постепенно превращается в профессиональное, а у каждой театральной труппы появляются свои драматурги, которые разъясняют актёрам, как следует ставить пьесу. По-новому взглянули на творчество великого драматурга, смогли плодотворно поработать в больших и малых группах, лучше осознать взаимосвязи между русской и зарубежной литературой, историей театра и культурой.
Наиболее ценным в нашем проекте являются межпредметные связи различных видов искусства: театра и музыки, русской и зарубежной литературы, кинематографа и современных компьютерных технологий. Участники проекта лучше познакомились с сонетами и трагедиями Шекспира, прочитали их не только на русском языке, но и в оригинале, посмотрели классическую кинокартину Франко Дзеффирелли.
Межпредметные связи проявились и в том, что для реализации проекта объединились участники из трёх коллективов старшеклассников (фотография 2) и учителя, ведущие различные предметы: Екатерина Леонидовна Митяшова и Галина Константиновна Яковлева преподают в нашей школе английский язык, Наталья Алексеевна Романова – русский язык и литературу, а Ирина Васильевна Краюшкина успешно сочетает преподавание истории и обществознания с обязанностями завуча по воспитательной работе.
Каждый участник проекта нашёл в нём нечто близкое и дорогое, то, что обогатило внутренний мир и тронуло сердце: Ксения Драгунова и Владимир Цодиков исследовали историю возникновения театрального искусства и рассказали о Годе театра в России; Анастасия Мишагина и Виктория Абозина анализировали сонеты Шекспира и читали их на английском языке. Елену Пищаеву, Евгения Кипелкина и Алексея Борисова заинтересовала работа прославленного «Глобуса». Андрей Куляпин, блестяще прочитавший монолог Гамлета в переводе Бориса Пастернака на школьной сцене, и Денис Белов изучали трагедию Шекспира о мести и прощении «Гамлет». Снежана Евдокимова перечитала трагедию «Ромео и Джульетта», воспевающую великую силу любви, а затем рассказала о ней, напомнив всем, почему мы её так ценим. Артём Игнатьев великолепно исполнил композицию Нино Рота «A time for us», а Екатерина Ковалёва и Егор Широков (фотография 1) трогательно и романтично разыграли диалог Ромео и Джульетты.


Фотография 1. Артём Игнатьев, Екатерина Ковалёва и Егор Широков.
Никита Зюзин трудился над презентациями, которые создавали визуальный ряд, необходимый для выступления на сцене.
«Театр времён Шекспира» отметили не только на нашем «Параде проектов», но и в МАОУ «Школа № 24» на конкурсе «С любовью к Шекспиру». И всё же самое главное в проектной деятельности – это не результат, а сам процесс постижения нового, получения необходимой пищи для размышлений и работа бессмертной души, которая «обязана трудиться и день и ночь».


Фотография 2. Участники проекта «Театр времён Шекспира».
Библиографический список:
1.Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения/Сост. и вступ. статья Н.Н. Заболоцкого – М.: Худож. лит., 1989. – 352 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека).
2.Поэзия Серебряного века. О любви: стихотворения. – М.: Эксмо, 2010. – 384 с. (Народная поэзия).
2019