Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении

Библиографическое описание:
Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Цель: представить систему воспитательной работы как ориентир качественного образования.

Задачи: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов.

В современных документах образовательной политики государства большое внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается на необходимость опоры на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство.

Основными направлениями процесса воспитания являются: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

Воспитанный человек – это тот человек, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Владимир Владимирович Путин: «Получить знания – это непросто, современные особенно, широкие знания, но это всё-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи. И только на этой базе можно рассчитывать на то, что человек будет полноценным и сам получит удовлетворение от жизни, и окружающие его люди будут получать удовольствие от общения с ним».

Являясь классным руководителем 8 класса, выбираю для своей воспитательной работы гражданско-патриотическое направление.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В гражданско-патриотической работе занята вся школа – учащиеся, учителя и родительская общественность. Каждый детский ученический коллектив участвует в общешкольных коллективных творческих делах гражданско-патриотической направленности.

В нашей школе в рамках этого направления проводится внеурочная деятельность, например, «Разговоры о важном», «Юнармия».

На внеурочных занятиях «Разговоры о важном» поднимаются очень важные темы патриотической направленности: «Мы - Россия. Возможности – будущее», «Что мы Родиной зовём?», «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» и многие другие.

Дети принимают активное участие в мероприятиях патриотической направленности: ухаживают за памятником погибших воинов села Усть-Бюр, принимают участие в акции «Бессмертный полк».

С детьми организуем школьные выставки, посвященные российским памятным датам.

Мною разработан цикл классных часов, посвященных памятным датам ВОВ.

Была проведена игра-путешествие «По дорогам военных лет» (дети разыгрывают ситуации, которые могли случиться или случались во время войны).

Ребята разрабатывали проект «литературная география» - День Героев Отечества (Обсуждали жизнь писателей и поэтов, принявших участие в ВОВ).

Безусловно, проводится работа с семьей, потому что именно в семье происходит необходимое формирование нравственных ценностей.

К нам в класс был приглашен брат одной из учениц, который участвовал в боевых действиях после мобилизации. Он рассказал, о происходящих военных событиях.

Учащиеся принимают участие в акции «Письмо солдату», очень трепетно относятся к этому.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Два раза в год провожу диагностику уровня сформированности гражданских качеств личности школьника.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», - В.В. Путин.

Библиографический список:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/05/25/kvest-igra-po-dorogam-voennyh-let.

2. https://infourok.ru/plan-meropriyatij-grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-5273472.html.

3. Брюханова Е.В. "Воспитание - стратегический ориентир качественного образования".
2023