Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении
Библиографическое описание: Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Цель: представить систему воспитательной работы как ориентир качественного образования.
Задачи: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов.
В современных документах образовательной политики государства большое внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается на необходимость опоры на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство.
Основными направлениями процесса воспитания являются: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Воспитанный человек – это тот человек, кто хочет и умеет считаться с другими, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Владимир Владимирович Путин: «Получить знания – это непросто, современные особенно, широкие знания, но это всё-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи. И только на этой базе можно рассчитывать на то, что человек будет полноценным и сам получит удовлетворение от жизни, и окружающие его люди будут получать удовольствие от общения с ним».
Являясь классным руководителем 8 класса, выбираю для своей воспитательной работы гражданско-патриотическое направление.
Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В гражданско-патриотической работе занята вся школа – учащиеся, учителя и родительская общественность. Каждый детский ученический коллектив участвует в общешкольных коллективных творческих делах гражданско-патриотической направленности.
В нашей школе в рамках этого направления проводится внеурочная деятельность, например, «Разговоры о важном», «Юнармия».
На внеурочных занятиях «Разговоры о важном» поднимаются очень важные темы патриотической направленности: «Мы - Россия. Возможности – будущее», «Что мы Родиной зовём?», «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» и многие другие.
Дети принимают активное участие в мероприятиях патриотической направленности: ухаживают за памятником погибших воинов села Усть-Бюр, принимают участие в акции «Бессмертный полк».
С детьми организуем школьные выставки, посвященные российским памятным датам.
Мною разработан цикл классных часов, посвященных памятным датам ВОВ.
Была проведена игра-путешествие «По дорогам военных лет» (дети разыгрывают ситуации, которые могли случиться или случались во время войны).
Ребята разрабатывали проект «литературная география» - День Героев Отечества (Обсуждали жизнь писателей и поэтов, принявших участие в ВОВ).
Безусловно, проводится работа с семьей, потому что именно в семье происходит необходимое формирование нравственных ценностей.
К нам в класс был приглашен брат одной из учениц, который участвовал в боевых действиях после мобилизации. Он рассказал, о происходящих военных событиях.
Учащиеся принимают участие в акции «Письмо солдату», очень трепетно относятся к этому.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Два раза в год провожу диагностику уровня сформированности гражданских качеств личности школьника.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», - В.В. Путин.