НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Михайлова Т. А. Работать по новым стандартам – это интересное дело

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». ( Л.Н. Толстой)

Сейчас учитель находится в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция.
Чтобы идти в ногу со временем и получить результаты, которые прописаны в ФГОС нового поколения, а именно - личностные, предметные и метапредметные, педагогу приходится перестраивать, прежде всего, свое мышление и свою деятельность. Серьезные результаты обучения не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих учащихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом предмете, без желания познать неизвестное.
Мышление начинается с вопроса, требующего какого-либо решения. Чтобы ученик начал активно мыслить, перед ним следует поставить познавательную задачу, которая должна быть им осознана, понята, и этот процесс понимания нового должен представлять для каждого обучающегося личный интерес, реализуемый различными методами обучения.
Курс химии в школе, построенный на «трех химических китах» - составе, строении и свойствах веществ, а именно на идеях зависимости свойств веществ от их строения и состава, и влияния состава и структуры вещества на его свойства, а, следовательно, на применение и значение в окружающем мире, представляет особенно широкие возможности для разнопланового использования методов обучения. Изучение всего основного содержания учебного предмета следует строить как систему познавательных проблем и способов их решения, где масштабы решения этих проблем будут разнообразны. Одни из них - широкого плана, и решение их происходит путем изучения отдельных тем или целых разделов химии, другие - более узкие, охватывающие усвоения содержания нескольких уроков, раскрывающих конкретную тему.
Об уроке написано множество книг, статей, научных трудов. На современном этапе развития образования изменились цели и задачи обучения, появились новые средства и технологии обучения. Но какие бы не происходили реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная классическая школа, и по-прежнему стоит современная школа. И если мы хотим воспитать современную личность, то мы должны это делать современными методами и способами через урок.
Современный урок – это, прежде всего, урок, характеризующийся следующими признаками: главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; реализация идеи гуманизации в образовании, системно-деятельностного подхода к обучению; организация урока должна быть динамична и вариативна; использование современных педагогических технологий.
Актуальными технологиями и методами являются следующие: технология исследовательского обучения, метод проектов, технология развития критического мышления, применение ИКТ, проблемное обучение, разноуровневое обучение, технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио», кейс – технологии и др.
В настоящее время методическими принципами инновационного современного урока стали следующие:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся путем формирования универсальных учебных действий.
3. Деятельностный подход: знания не преподносятся ученикам в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой, исследовательской или др. деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексия. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизация. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Критериями эффективности современного урока по естественно-научным дисциплинам, к которым относится и химия, могут служить:
• обучение через «открытие» (химия – наука экспериментальная);
• самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности;
• наличие дискуссии, характеризующейся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском путей обсуждения истинной точки зрения;
• мониторинг развития личности (по одному или нескольким параметрам);
• уровень способности ученика проектировать предстоящую деятельность;
• демократичность, позитивность и открытость ученика;
• осознание учеником своей деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, каким образом они были устранены, и какие чувства испытывались при этом;
• умение как индивидуально, так и в коллективном поиске приходить к «открытию»;
• результативность преодоленной трудности в учении (будь то задача, упражнение, правило, закон, сформулированное самостоятельно понятие).
Учитель (педагог, преподаватель) при этом ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», — эти слова К.Д. Ушинского отражают суть современного направления в образовании. В основе его заложен принцип системно-деятельностного подхода, нацеленный на развитие личности, на формирование гражданской идентичности и указывающий на ценностные ориентиры, которые создают новое поколение стандартов российского образования.
И теперь одна из задач школы - это не столько дать объем знаний, сколько научить учиться. Отсюда вытекает закономерность: учебная деятельность – есть развитие, саморазвитие и самовоспитание. Все это складывается в систему универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), которые в той или иной мере, в зависимости от изучения тематики раздела программы или просто отдельно взятого урока, будут закладываться, развиваться и заполнять душу и ум каждого обучающегося. Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога через
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата, личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения целей образования и воспитания и путей и способов их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Какие бы инновации не вводились, но только на уроке, как и сотни, и тысячи лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса -это Учитель и Ученик. Между ними всегда есть океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан бурлит, шумит, волнуется, штормит, препятствует. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, всемирных социальных сетях и самообразовании, Учитель всегда был и будет капитаном в этом большом плавании и главным штурманом в преодолении рифов его Учениками. Он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он всегда старший по возрасту, за ним – знания и глубина содержания предмета, опыт понимания жизни и применения знаний. Не всегда это облегчает ситуация, часто и осложняет ее. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые Ученики, от которых можно порой и не знаешь, чего ожидать. Но в любом случае любой урок должен иметь свой собственный потенциал для решения новых задач и достижения поставленной цели.
Источники
1.       Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М.:Педагогика, 1998.
2.       Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград, «Учитель» - 2013.- 99 с.
3.       Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В Козлова, А.М. Кондакова. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 59с.
4.       Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф. 2006. – 256 с.
5.       Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М.: Просвещение, 1981.
2020