НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Сайфулин И.И. Соединения проводников

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Тема урока "Соединения проводников"
Физика, 8 класс.
Цель урока:
ü Повторение понятий последовательного и параллельного соединении проводников;
ü Работа с закономерностями, существующими в цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников;
Оборудование:
Таблица "Последовательное и параллельное соединение проводников", конструктор «Знаток», лабораторный набор «Электричество» - цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками, смайлики.
Ход урока
1.       Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Запись даты и темы урока.
2.       Актуализация знаний
Течение тока в электрической цепи осуществляется по проводникам, в направлении от источника к потребителям. В большинстве подобных схем используются медные провода и электрические приемники в заданном количестве, обладающие разным сопротивлением. В зависимости выполняемых задач, в электрических цепях используется последовательное и параллельное соединение проводников. В некоторых случаях могут быть применены оба типа соединений, тогда этот вариант будет называться смешанным. Каждая схема имеет свои особенности и отличия, поэтому их нужно заранее учитывать при проектировании цепей.
а) Сборка электрической цепи с помощью конструктора Знаток.
Двое учеников на демонстрационном столе собирают цепи с параллельным и последовательным соединением.
Остальные повторяют технику безопасности при работе с электричеством.
Как защитить себя от поражения электрическим током?
1. Уходя, выключи все нагревательные приборы. Оставленный без присмотра
прибор может стать причиной пожара.
2. Не вынимай вилку из розетки, потянув за шнур (он может оборваться,
оголив провод, который находится под напряжением).
3. Не включай сразу все электроприборы: им может понадобиться слишком
много энергии, тогда произойдет автоматическое отключение электричества
во всей квартире.
4. Не пытайся самостоятельно починить сломавшийся бытовой
электроприбор (телевизор, утюг, компьютер и пр.): ремонтом должны заниматься специалисты.
5. Следи за тем, чтобы розетки не нагревались и не потрескивали: неисправности электропроводки могут стать причиной пожаров. Проще всего сразу сообщить о неисправности кому-то из взрослых, они знают, как вызвать мастера.
6. Помни, что вода – хороший проводник тока. Пользуясь электроприборами, следи, чтобы на них случайно не попала вода; не прикасайся к работающим приборам мокрыми руками.
После вместе отвечают на вопрос: преимущества и недостатки последовательного и параллельного соединение проводников.
Достоинства и недостатки последовательного соединения.
Недостаток: Достаточно одному прибору (или элементу) выйти из строя, как цепь размыкается, и все остальные приборы не работают.
Достоинства: Имея элементы, рассчитанные на малое напряжение (например, лампочки), можно соединить их последовательно в необходимом количестве и подключить источнику с большим напряжением (так устроены ёлочные гирлянды).
Достоинства и недостатки параллельного соединения.
Достоинства: Если одна из ветвей выходит из строя остальные продолжают работать. При этом каждую ветвь можно подключать и отключать отдельно. Недостаток: Можно включать приборы, рассчитанные только на данное напряжение.
б) Работа с таблицей. Желательно, чтобы вопросы задавали друг другу сами учащиеся.
Примеры вопросов.
Что такое последовательное соединение?
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Что можно сказать о силе тока при последовательном соединении проводников?
Сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
Как найти общее напряжение в такой цепи?
Общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2
Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Что такое параллельное соединение проводников?
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Чему равно сила тока в неразветвленной цепи?
Сила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
Что вы можете сказать о напряжении в такой цепи?
Напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
3.       Закрепление пройденного материала.
I.         Работа с лабораторным набором «Электричество» - сборка цепи с последовательным и параллельным соединением. Работа в паре.
Задание.
Составьте электрическую цепь, состоящую из предлагаемых элементов:
1)     источник электрического тока, ключ, электрический звонок, лампа; соединение элементов последовательное.
2)     источник электрического тока, ключ, две лампы, соединённые параллельно; каждая лампа должна иметь самостоятельное включение в электрической цепи.
II.      Решение задач.
Задача. 1. Цепь состоит из двух последовательно соединённых проводников, сопротивление которых 4 и 6 Ом. Сила тока в цепи 0,2 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение.
Задача.2. Цепь состоит из двух параллельно соединённых проводников, сопротивление которых 2 Ом и 3 Ом. Сила тока 0,5 А. Найдите напряжение, силу тока и сопротивление при таком соединении.
4.       Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. А помогут нам в этом смайлики, выберите один из смайликов, который охарактеризует сегодняшнее ваше настроение, и нарисуйте его? (Хорошее, равнодушное, грустное)
5.       Итог урока. Оценки. Вывод урока.
6.       Домашнее задание. Подготовить небольшую презентацию по теме.

Конструктор «Знаток»

2020