НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хорошилова Н.А. Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


ИКТ-компетентность является важным элементом уровня квалификации современного педагога. Информационная компетентность подразумевает активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, умение грамотно ориентироваться в огромном информационном потоке.
Возможности, которые открывает педагогу ИКТ-компетентность:
1.       доступ к большому объему учебной и научной информации;
2.       обогащение образовательного процесса;
3.       систематизация и обобщение различного вида информации;
4.       создания новой информации и использования ее в своей профессиональной деятельности;
5.       оперативное общение с коллегами из других ДОО, обмен опытом.
6.       эффективное взаимодействие с родителями: вовлечение в образовательный процесс, оказание консультативной помощи, обмен информацией.
Для организации эффективной работы по повышению уровня ИКТ- компетентности педагогов в ДОО необходимо прежде всего наличие такой компетентности у руководителя и старшего воспитателя. Во-первых, это владение способами работы со всеми текстовыми редакторами и стандартными программами ПК, офисной техникой, мультимедийным оборудованием. Во-вторых, важно уметь ориентироваться в огромном информационном потоке в сети интернет и для отбора информации пользоваться проверенными и авторитетными ресурсами (сайты ФИРО, ОГАОУ ДПО БелИРО, МБУ НМИЦ г.Белгорода, ДОО – Белгород 31, платные ресурсы, дающие доступ к периодическим изданиям, электронные библиотеки). Наличие страниц и мини-сайтов в известных педагогических интернет-сообществах (nsportal.ru, педагоги.онлайн, infourok.ru) позволяет обмениваться информацией с педагогами других ДОО, здесь есть возможность связаться с автором понравившегося материала и задать интересующие вопросы, обменяться мнениями.
Подписка на разные авторитетные сайты (корпорация «Российский учебник», сайт развивающих игр Воскобовича и т.п.) позволяет быть в курсе новинок методической литературы, развивающих пособий для детей, дает доступ к просмотру вебинаров, анонсы которых рассылаются на почтовые ящики подписчиков этих сайтов.
Качественный и актуальный материал может в значительной степени усовершенствовать деятельность ДОО.
Наличие собственного сайта у руководителя или старшего воспитателя ДОО, который наполнен актуальным контентом, позволит повысить имидж учреждения. Для запуска своего сайта абсолютно бесплатно есть различные ресурсы (https://ru.wix.com, https://ru.wordpress.com).
Наличие ИКТ-компетентности руководителя и старшего воспитателя нужно рассматривать не только по наличию у них умений и навыков в этой области; знания педагогов ДОО и использование их в своей работе, работе с детьми и родителями – определяющий индикатор в этом вопросе.
Работа по формированию ИКТ-компетентности у педагогов ДОО начинается с анализа и оценки уровня ее сформированности. Проведя такой анализ в своем ДОО в 2016 году было выявлено, что только 10 % педагогов имеют высокий уровень ИКТ-компетентности. Задача руководителя и старшего воспитателя ДОО повышать уровень профессиональных компетенций педагогов и ИКТ-компетентности в том числе.
Работа в данном направлении будет результативной, если в ДОО создана единая информационно-образовательная среда, которая включает необходимую материально-техническую базу по информатизации образовательного процесса.
В ДОУ имеются административные компьютеры (3 шт), ноутбуки (7 шт), которыми могут пользоваться все педагоги, в трех группах рабочие места оснащены ПК. Все компьютеры детского сада объединены в единую локальную сеть, проведен высокоскоростной интернет, раздача которого осуществляется посредством WI-FI. Такая сформированная база дает возможность организовать работу старшего воспитателя с педагогами по повышению уровня их ИКТ-компетентности по подгруппам или индивидуально. Однако такие формы работы (подгрупповые и индивидуальные) влекут за собой большие временные затраты. Запись видеоуроков – эффективное решение данной проблемы.
Программа FastStone Capture - бесплатная программа, которая позволяет создавать и редактировать скриншоты; сохраняет снимки экрана в форматах JPG, BMP, PNG, GIF, TIFF и PDF; обладает широким функционалом для редактирования полученных изображений, кроме того можно записывать видео происходящего на экране. С помощью этой программы старшим воспитателем ДОО записаны видеоуроки, в которых показаны способы работы с пакетом офисных приложений Microsoft Office ( Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint), электронной почтой, интернет-сервисами. Просматривать видеоуроки, формировать и закреплять навыки работы с текстовыми редакторами, различными интернет-сервисами педагоги могут самостоятельно и в удобное для них время.
Данная форма организации работы по повышению уровня ИКТ- компетентности эффективна и это подтверждено результатами (высокий и средний уровень ИКТ-компетентности в настоящее время имеют 95 % педагогов ДОО). У всех педагогов есть электронная почта, с помощью которой можно быстро обмениваться практическими материалами со старшим воспитателем, родителями воспитанников, коллегами. В ДОО сформирована электронная библиотека, в которой собраны дидактические и практические материалы, которые используются в образовательном процессе и при организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Педагоги в своей профессиональной деятельности рационально используют информационно-коммуникативные технологии:
- 50 % педагогов имеют свои страницы в педагогических сообществах в сети интернет, активно обмениваются опытом с коллегами из других регионов;
- педагоги создают видеоролики из фото- и видео- файлов с практической деятельностью детей (фрагменты образовательной деятельности, игры, самостоятельная деятельность, интервью). Видеоролики транслируются по телевизору в холле ДОО, на родительских собраниях, выкладываются в закрытых сообществах (группах для родителей) в социальных сетях;
- для родителей, которые еще выбирают детский сад, на официальном сайте ДОО размещена виртуальная экскурсия по учреждению;
- педагоги проводят вебинары и записывают видео-консультации для родителей (законных представителей) воспитанников;
- воспитанники ДОО под руководством педагогов ведут блоги на видеохостинговом сайте YouTube;
- с каждым годом растет число педагогов, которые отдают предпочтение дистанционным курсам повышения квалификации.
Проводя работу по формированию у педагогов ДОО ИКТ-компетентности посредством записи видеоуроков позволит обеспечить реализацию:
-новых форм организации образовательного процесса;
-нового содержания образовательной деятельности;
-информационную интеграцию ДОО с родителями.

Библиографический список

1.Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html
2.Сосенкова Н.М. ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе. Режим доступа:
http://infourok.ru/iktkompetentnost-uchitelya-formirovanie-i-realizaciya
2019