Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Мицкевич Н.О. Цикл сказок о происхождении народных инструментов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Гармонь

Гармоника, гармонь, гармошка,

Её забыли мы немножко,

А этот инструмент особый,

Про душу песню петь способный.

И ей почти уж 200 лет,

На ней играл отец и дед.

В ней есть особый колорит –

И он нас манит и пленит.

Первым Киршник их создал,

Доработал – людям дал,

А затем из года в год,

Дополнял их наш народ.

Много видов и мастей,

Гармоник разных волостей.

Кто чем мог, тем украшал-

Колокольчики вставлял.

Видов их не перечесть:

Мастерам хвала и честь.

Тульская, Елецкая, Вятская, Смоленская,

Сибирская и Венская, Хромка и Немецкая.

Хромку создал для народа

Николай Белобородов.

А затем оркестр целый

Из гармоник он затеял.

Под гармонь душа поёт

И это ценит в ней народ.

Она и в горе помогала –

В окопах на войне звучала.

То плакала о чём-то тихо,

То танцев ритм держала лихо.

Ведь после боя на войне,

Хотелось музыки вдвойне.

И песни нам давали силы,

И были мы непобедимы.

Баян

Баян – наш русский инструмент,

Он славу приобрёл в момент.

Его мы больше века знаем,

Но как и прежде почитаем.

А кто же жизнь баяну дал?

Пётр Стерлигов создал,

Сто с лишним лет тому назад,

На радость взрослых и ребят.

Три ряда, а затем и пять,

Чтобы удобнее играть.

Он сразу славу приобрёл,

Игры любителей нашёл.

И в наше время их не мало,

Кто дарит музыку баяна.

Фамилий много на слуху,

Напомнить вам про них хочу.

Семёнов, Гридин и Романов,

Конечно Шишкин, Липс и Скляров.

Аккордеон

Посмотрите, что за диво?

Инструмент стоит красивый.

Похожий он на фортепиано,

Но что-то есть и от баяна.

Зовут его аккордеон,

Откуда же пришёл к нам он?

Давайте будем разбираться,

Кто к нам помог ему добраться.

Почти две сотни лет назад

Впервые мир увидеть рад.

Создан был он Демианом –

Венским мастером органным.

7 лишь клавиш он имел,

Но отлично песни пел,

Мех имел он и басы,

Для фактуры и красоты.

В 20 веке и в России,

Распространился без усилий,

И до сих пор на нём играют,

И про него не забывают.

Домра

Что за струнный инструмент?

Балалайка? Вроде – нет!

Корпус круглый, три струны,

Это – домра, посмотри!

Где родилась – неизвестно,

Только версиям есть место –

То-ли на домбру похожа,

И казахов корни всё же?

То-ль Европы инструмент,

Может лютня, может нет.

Царь в 16-том столетье,

Её слушал на концерте,

А «Потешная палата»,

Выступать была и рада.

Скоморохи, домранчеи,

Играли, кто кого звончее,

И под музыку народ,

Кто поёт, кто сказ ведёт.

Через сто каких-то лет,

На музыку кладут запрет.

Домры, гусли забирают,

На Москве-реке сжигают.

Скоморохи, песняры,

Стали гнаться из Руси,

Но время страшное прошло,

И дело всё на лад пошло,

Андреев домру возродил,

Не пожалев не средств, не сил.

Для наибольшей красоты,

В оркестр стал её вносить.

Балалайка

Ты начинаешь путь большой,

И буду я всегда собой,

Твой самый главный инструмент,

На мне играли сотни лет.

Твоих я видел часто предков

В руках я был у них нередко.

У меня лишь три струны,

Ты скорее посмотри.

Голосочек очень тонкий,

Но пронзительный и звонкий.

У струнам только прикоснёшься,

Сразу музыка польётся.

Балалаечкой зовут,

Меня на праздники берут.

Там я весело играю,

И гостей всех потешаю.

А откуда ж я взялась?

Вот послушай мой рассказ-

Дело было на Руси,

Её на карте не ищи –

Раньше так Россию звали,

Затем имя поменяли.

Мне уж больше трёх веков,

Ну, а путь мой был таков:

Сделали меня в народе,

В потеху я была им вроде.

Затем на праздник при дворе

Меня брали при Петре.

Скоморохи для меня -

Были лучшие друзья.

Сначала было две струны,

А потом их стало три.

А фигура у меня –

Кругловатая была.

Из дерева мой корпус сбит,

И треугольная на вид.

На мне играли виртуозы:

Хондошкин, Радивилов тоже.

В конце 19 века

Повстречала человека,

Который жизнь мне изменил,

Игрой на мне всех поразил.

Андреев – с ним я ожила,

И братьев я приобрела –

Собрал он целый коллектив –

От самых малых до больших.

Я стала снова процветать,

М уваженья обретать,

И даже знатные особы,

На мне играли бесподобно.

С тех пор прошло не мало лет,

И я живу! А в чём секрет?

Секрет в любви ко мне людей,

Учись и ты играть скорей.

Гитара

Гитарой инструмент зовут,

На ней играют, с ней поют.

А история её

Началась давным-давно.

В той стране, где чувства жарки,

Где танцуют в платьях ярких,

Маракасы, кастаньеты,

Украшают танцы эти.

Здесь в Испании родилась,

Уж потом распространилась.

Короли и королевы

Под неё с охотой пели.

До 12 века, отличалась внешне дека:

Мавританская гитара –

Формою была овала,

У Латинской вид сложнее,

И звук помягче, понежней.

Полюбилась и народу,

Играть на ней входило в моду.

Век за веком пролетал,

Виртуозов мир узнал:

Каркасси и Леньяни,

Мауро Джулиани.

Известен стал Фернандо Сор,

Его мы помнит до сих пор.

В Москве с визитами бывал,

Царю концерты он давал.

Гитару стали прославлять,

И пьесы для неё писать,

Великий мастер Паганини

И тот писал ей сонатины.

Лишь в 18-том столетие,

В России добралась заметьте,

И даже высшие сословья,

Гитару приняли с любовью.

В концерты стали приглашать,

Игрою яркой удивлять:

Макаров, Сихра, Соколовский,

Аксёнов, Ляхов и Хлоповский.

Ей и сейчас сравненья нет,

Она любима много лет.

Ведь песни, танцы и баллады

Мы под гитару слушать рады.




2017