Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf
Гармонь
Гармоника, гармонь, гармошка,
Её забыли мы немножко,
А этот инструмент особый,
Про душу песню петь способный.
И ей почти уж 200 лет,
На ней играл отец и дед.
В ней есть особый колорит –
И он нас манит и пленит.
Первым Киршник их создал,
Доработал – людям дал,
А затем из года в год,
Дополнял их наш народ.
Много видов и мастей,
Гармоник разных волостей.
Кто чем мог, тем украшал-
Колокольчики вставлял.
Видов их не перечесть:
Мастерам хвала и честь.
Тульская, Елецкая, Вятская, Смоленская,
Сибирская и Венская, Хромка и Немецкая.
Хромку создал для народа
Николай Белобородов.
А затем оркестр целый
Из гармоник он затеял.
Под гармонь душа поёт
И это ценит в ней народ.
Она и в горе помогала –
В окопах на войне звучала.
То плакала о чём-то тихо,
То танцев ритм держала лихо.
Ведь после боя на войне,
Хотелось музыки вдвойне.
И песни нам давали силы,
И были мы непобедимы.
Баян
Баян – наш русский инструмент,
Он славу приобрёл в момент.
Его мы больше века знаем,
Но как и прежде почитаем.
А кто же жизнь баяну дал?
Пётр Стерлигов создал,
Сто с лишним лет тому назад,
На радость взрослых и ребят.
Три ряда, а затем и пять,
Чтобы удобнее играть.
Он сразу славу приобрёл,
Игры любителей нашёл.
И в наше время их не мало,
Кто дарит музыку баяна.
Фамилий много на слуху,
Напомнить вам про них хочу.
Семёнов, Гридин и Романов,
Конечно Шишкин, Липс и Скляров.
Аккордеон
Посмотрите, что за диво?
Инструмент стоит красивый.
Похожий он на фортепиано,
Но что-то есть и от баяна.
Зовут его аккордеон,
Откуда же пришёл к нам он?
Давайте будем разбираться,
Кто к нам помог ему добраться.
Почти две сотни лет назад
Впервые мир увидеть рад.
Создан был он Демианом –
Венским мастером органным.
7 лишь клавиш он имел,
Но отлично песни пел,
Мех имел он и басы,
Для фактуры и красоты.
В 20 веке и в России,
Распространился без усилий,
И до сих пор на нём играют,
И про него не забывают.
Домра
Что за струнный инструмент?
Балалайка? Вроде – нет!
Корпус круглый, три струны,
Это – домра, посмотри!
Где родилась – неизвестно,
Только версиям есть место –
То-ли на домбру похожа,
И казахов корни всё же?
То-ль Европы инструмент,
Может лютня, может нет.
Царь в 16-том столетье,
Её слушал на концерте,
А «Потешная палата»,
Выступать была и рада.
Скоморохи, домранчеи,
Играли, кто кого звончее,
И под музыку народ,
Кто поёт, кто сказ ведёт.
Через сто каких-то лет,
На музыку кладут запрет.
Домры, гусли забирают,
На Москве-реке сжигают.
Скоморохи, песняры,
Стали гнаться из Руси,
Но время страшное прошло,
И дело всё на лад пошло,
Андреев домру возродил,
Не пожалев не средств, не сил.
Для наибольшей красоты,
В оркестр стал её вносить.
Балалайка
Ты начинаешь путь большой,
И буду я всегда собой,
Твой самый главный инструмент,
На мне играли сотни лет.
Твоих я видел часто предков
В руках я был у них нередко.
У меня лишь три струны,
Ты скорее посмотри.
Голосочек очень тонкий,
Но пронзительный и звонкий.
У струнам только прикоснёшься,
Сразу музыка польётся.
Балалаечкой зовут,
Меня на праздники берут.
Там я весело играю,
И гостей всех потешаю.
А откуда ж я взялась?
Вот послушай мой рассказ-
Дело было на Руси,
Её на карте не ищи –
Раньше так Россию звали,
Затем имя поменяли.
Мне уж больше трёх веков,
Ну, а путь мой был таков:
Сделали меня в народе,
В потеху я была им вроде.
Затем на праздник при дворе
Меня брали при Петре.
Скоморохи для меня -
Были лучшие друзья.
Сначала было две струны,
А потом их стало три.
А фигура у меня –
Кругловатая была.
Из дерева мой корпус сбит,
И треугольная на вид.
На мне играли виртуозы:
Хондошкин, Радивилов тоже.
В конце 19 века
Повстречала человека,
Который жизнь мне изменил,
Игрой на мне всех поразил.
Андреев – с ним я ожила,
И братьев я приобрела –
Собрал он целый коллектив –
От самых малых до больших.
Я стала снова процветать,
М уваженья обретать,
И даже знатные особы,
На мне играли бесподобно.
С тех пор прошло не мало лет,
И я живу! А в чём секрет?
Секрет в любви ко мне людей,
Учись и ты играть скорей.
Гитара
Гитарой инструмент зовут,
На ней играют, с ней поют.
А история её
Началась давным-давно.
В той стране, где чувства жарки,
Где танцуют в платьях ярких,
Маракасы, кастаньеты,
Украшают танцы эти.
Здесь в Испании родилась,
Уж потом распространилась.
Короли и королевы
Под неё с охотой пели.
До 12 века, отличалась внешне дека:
Мавританская гитара –
Формою была овала,
У Латинской вид сложнее,
И звук помягче, понежней.
Полюбилась и народу,
Играть на ней входило в моду.
Век за веком пролетал,
Виртуозов мир узнал:
Каркасси и Леньяни,
Мауро Джулиани.
Известен стал Фернандо Сор,
Его мы помнит до сих пор.
В Москве с визитами бывал,
Царю концерты он давал.
Гитару стали прославлять,
И пьесы для неё писать,
Великий мастер Паганини
И тот писал ей сонатины.
Лишь в 18-том столетие,
В России добралась заметьте,
И даже высшие сословья,
Гитару приняли с любовью.
В концерты стали приглашать,
Игрою яркой удивлять:
Макаров, Сихра, Соколовский,
Аксёнов, Ляхов и Хлоповский.
Ей и сейчас сравненья нет,
Она любима много лет.
Ведь песни, танцы и баллады
Мы под гитару слушать рады.