Библиографическое описание:
Фомина Е.В. Приобщение учащихся к народному декоративному творчеству посредством изучения традиционной народной вышивки на уроках изобразительного искусства // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития творческих способностей личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана помочь сохранению богатства, художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства к приобщению детей к ним.
Особая роль отводится урокам декоративного творчества, на которых школьники не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу народного декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения народного декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Изучая народное декоративно-прикладное искусство учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов кистевой росписи с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе не только декоративные работы на бумаге, но и расписывают доски, панно, выполняют изделия в технике вышивка и ковроткачество, украшающие повседневную жизнь. Работу школьников в технике вышивка, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой. В процессе познавательно-творческой деятельности учащиеся усваивают основные элементы народной вышивки и их сочетания в орнаментах, традиционных композициях народных мастеров.
Таким образом декоративное рисование и практические навыки работы в материале имеют огромное значение и помогает в решении следующих задач:
1. Развитие творческих способностей учеников.
2. Развитие технических навыков.
3. Воспитание интереса к истокам народного искусства своей Родины, своего края.
Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются с тем, которые знакомят их с построением узоров, понятиями «стилизация», «колер», «ритм», «орнамент». Затем учитель учит строить орнаментальную композицию на разном формате (треугольник, круг, квадрат). После таких вводных уроков детям легко находить отличия у различных видов росписи, вышивки и осваивать их технические особенности.
Младший подростковый возраст – это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства. Эта задача сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традициям (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.
Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание – утилитарно-бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога – в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность – итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.
Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне – это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательными образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, предметы народного быта, народная вышивка) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы работы, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Жить на Белгородчине – это значит знать свой край, бережно относиться к его прошлому, вносить свой вклад в настоящее.
Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные виды женского ремесла – широко бытовали на Белгородчине на протяжении XVIII – первой половине XX века. Холстины, домотканые изделия: рушники, пояса, сукно для понёв (юбок), сарафанов, настольники, ковры – широко вывозились на продажу в Белгород, Корочу, Старый Оскол, Харьков, Подмосковье. В городе Харькове на Всероссийской выставке в 1887 году были награждены похвальными листами мастерицы из села Болховец, слободы Пушкарной, Старого города. А ковры из имения Юсуповых, вырабатываемые в селе Ракитное Грайворонского уезда, были так хороши, что шли ко Двору и даже за границу. Пользовались спросом изделия и белгородских «кумачниц», изготовлявших пояса.
Ткачеством занимались, в первую очередь, девушки, усердно готовившие себе приданое: одежду, рушники, скатерти. В крае встречаются такие виды узорного ткачества как бранное, закладное, выборное. Шерстяные ткани имели многоцветный клетчатый узор. Ведущие цвета в льняных и конопляных изделиях – белый, в шерстяных – черный и красный. Орнамент в ткачестве строго геометрический, строился из переплетения нити по вертикали, горизонтали или диагонали. Мотивы традиционны: ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент устойчиво сохранялся в ковроделии, а в 60-80-е годы XIX века дополнился растительным. Ковры «в розу» – изображение роз в сочетании с маком, бутонами и листьями – бытовали как в Воронежской, так и Курской губерниях (в наше время Алексееевский, Чернянский, Губкинский, Корочанский районы). В крестьянских коврах, которые называли «попонки», «постилки», основной рисунок – цветные полосы, клетки, ромбы, угольники, квадраты. Белгородские ковры многокрасочны. При их изготовлении использовались насыщенные краски: красные, синие, зеленые, черные, розовые, желтые, белые, голубые. Тканые изделия – настольники, набожники, рушники – на Белгородчине декорировали вышивкой, кружевом, мережками. Вышивка и кружевоплетение – уникальные виды женского рукоделия. Народная вышивка дополняла узорное ткачество, т.к. часто располагалась по краю или вдоль главных соединений – швов. Большинство старинных вышивок выполнены на холсте с добавлением кружева, мережки, цветных ниток, бахромы. Традиционные счётные верхошвы – роспись (полукрест, двусторонний шов), лёгкая вышивка из тонких линий. Набор похож на ткачество, им выполняют узоры – геометрические фигуры. Счётная гладь похожа на набор, но стежки кладут в разных направлениях – елочкой, звездочкой. Узор «крест» заполняют перекрещивающимися по диагонали стежками (вышивка крестом типична для районов, где есть поселения украинцев: Шебекинского, Прохоровского, Грайворонского и др.). Встречается стебельчатый шов – тамбур, разные виды глади. В ряде районов вышивали «белым по белому» (Губкинский, Прохоровский). Использовались также цветная и белая строчка – перевить, счетная гладь. Настольники по центру и на краях украшались мережками (ажурный счётный шов). Поражают разнообразием техники домотканые изделия Приосколья, Грайворонского, Краснояружского районов.
Вышивка использовалась не только для украшения, но и как оберег, что ярко отразилось в народном костюме. Кружевоплетение появилось на Белгородчине гораздо позже вышивки. Практически все работы народных мастериц – предметы жилищного интерьера, часть декора одежды – украшались кружевом. При кружевоплетении активно использовался крючок, есть свидетельства бытования коклюшного кружева (в наше время Алексеевский, Ивнянский, Губкинский районы). Основные мотивы – геометрического и растительного характера, часты изображения птиц-голубков, иногда людей – «пляшущих человечков». Широко было распространено в крае и вязание на спицах. Вязаные носки, варежки, чулки из овечьей шерсти производились повсеместно. Вязание и тканье поясов – «любимый промысел деревенских жителей». Изготавливались узкие и широкие пояса: однотонные и с чередующимися продольными полосами. Окрашивались в разнообразные цвета: красный, желтый, зеленый; на концах – сложенные кисти, бисер. Праздничная женская одежда – вершина женского мастерства, в ней соединились ткачество, вышивка, кружевоплетение! Мудрый и острый на язык народ оставил немало пословиц, запечатлевающих важность ремёсел и промыслов в жизни человека и общества: «Ремесло – золотой кормилец», «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет», «Не просит ремесло хлеба, а само кормит», «Не кует железо молот, куёт кузнец», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадёшь» и др. Поэзия труда и быта, отражённая в культуре Белогорья прошлого, не только свидетельство одарённости тех, кто жил на Земле Белгородской в прошлом, доказательство их талантливости, неистребимого стремления к красоте и гармонии, но и важнейший фактор развития трудолюбия, творческого начала как важнейших ценностей у нынешних поколений. Достойным «наследником» промыслов и ремёсел Белгородчины в прошлом является её современный мир декоративно-прикладного искусства, украшающий как сельскую, так и городскую среду. Разнообразные виды художественной обработки ткани, дерева, глины и других материалов, традиционно представляемые на регулярно проходящих в Белгороде и районах Белгородской области ярмарках, фестивалях, конкурсах, привлекают многочисленных белгородцев и гостей нашего края. Много сувенирной продукции представлено в специализированных магазинах и других центрах трансляции особенностей культуры Белгородчины.
Народное декоративное искусство имеет особое значение при становлении мировосприятия учащегося, данный вид искусства можно назвать языком символических образов. Этот язык должен быть понятен каждому человеку, представляя собой своеобразный язык общения между людьми. В результате способствуя формированию разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России.
Литература:
1. Белгородоведение 5-6 классы: учебное пособие / А.Н. Петин, А.И. Папков, И.В. Партолин и др. – Изд. 2-е, испр.– Белгород: «КОНСТАНТА», 2016.
2. Черткова В. И. Изучение орнамента в системе учебных занятий по декоративно-прикладному искусству. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. — Смоленск: 2002.
3. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. — М.: 1972.
4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5–9 классы. / Сост. Кузин В. С., Сиротин В. И. — М.,1998.
Фомина Е.В. Приобщение учащихся к народному декоративному творчеству посредством изучения традиционной народной вышивки на уроках изобразительного искусства // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития творческих способностей личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана помочь сохранению богатства, художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства к приобщению детей к ним.
Особая роль отводится урокам декоративного творчества, на которых школьники не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу народного декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения народного декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Изучая народное декоративно-прикладное искусство учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов кистевой росписи с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе не только декоративные работы на бумаге, но и расписывают доски, панно, выполняют изделия в технике вышивка и ковроткачество, украшающие повседневную жизнь. Работу школьников в технике вышивка, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой. В процессе познавательно-творческой деятельности учащиеся усваивают основные элементы народной вышивки и их сочетания в орнаментах, традиционных композициях народных мастеров.
Таким образом декоративное рисование и практические навыки работы в материале имеют огромное значение и помогает в решении следующих задач:
1. Развитие творческих способностей учеников.
2. Развитие технических навыков.
3. Воспитание интереса к истокам народного искусства своей Родины, своего края.
Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются с тем, которые знакомят их с построением узоров, понятиями «стилизация», «колер», «ритм», «орнамент». Затем учитель учит строить орнаментальную композицию на разном формате (треугольник, круг, квадрат). После таких вводных уроков детям легко находить отличия у различных видов росписи, вышивки и осваивать их технические особенности.
Младший подростковый возраст – это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства. Эта задача сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традициям (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.
Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание – утилитарно-бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога – в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность – итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.
Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне – это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательными образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, предметы народного быта, народная вышивка) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы работы, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Жить на Белгородчине – это значит знать свой край, бережно относиться к его прошлому, вносить свой вклад в настоящее.
Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные виды женского ремесла – широко бытовали на Белгородчине на протяжении XVIII – первой половине XX века. Холстины, домотканые изделия: рушники, пояса, сукно для понёв (юбок), сарафанов, настольники, ковры – широко вывозились на продажу в Белгород, Корочу, Старый Оскол, Харьков, Подмосковье. В городе Харькове на Всероссийской выставке в 1887 году были награждены похвальными листами мастерицы из села Болховец, слободы Пушкарной, Старого города. А ковры из имения Юсуповых, вырабатываемые в селе Ракитное Грайворонского уезда, были так хороши, что шли ко Двору и даже за границу. Пользовались спросом изделия и белгородских «кумачниц», изготовлявших пояса.
Ткачеством занимались, в первую очередь, девушки, усердно готовившие себе приданое: одежду, рушники, скатерти. В крае встречаются такие виды узорного ткачества как бранное, закладное, выборное. Шерстяные ткани имели многоцветный клетчатый узор. Ведущие цвета в льняных и конопляных изделиях – белый, в шерстяных – черный и красный. Орнамент в ткачестве строго геометрический, строился из переплетения нити по вертикали, горизонтали или диагонали. Мотивы традиционны: ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент устойчиво сохранялся в ковроделии, а в 60-80-е годы XIX века дополнился растительным. Ковры «в розу» – изображение роз в сочетании с маком, бутонами и листьями – бытовали как в Воронежской, так и Курской губерниях (в наше время Алексееевский, Чернянский, Губкинский, Корочанский районы). В крестьянских коврах, которые называли «попонки», «постилки», основной рисунок – цветные полосы, клетки, ромбы, угольники, квадраты. Белгородские ковры многокрасочны. При их изготовлении использовались насыщенные краски: красные, синие, зеленые, черные, розовые, желтые, белые, голубые. Тканые изделия – настольники, набожники, рушники – на Белгородчине декорировали вышивкой, кружевом, мережками. Вышивка и кружевоплетение – уникальные виды женского рукоделия. Народная вышивка дополняла узорное ткачество, т.к. часто располагалась по краю или вдоль главных соединений – швов. Большинство старинных вышивок выполнены на холсте с добавлением кружева, мережки, цветных ниток, бахромы. Традиционные счётные верхошвы – роспись (полукрест, двусторонний шов), лёгкая вышивка из тонких линий. Набор похож на ткачество, им выполняют узоры – геометрические фигуры. Счётная гладь похожа на набор, но стежки кладут в разных направлениях – елочкой, звездочкой. Узор «крест» заполняют перекрещивающимися по диагонали стежками (вышивка крестом типична для районов, где есть поселения украинцев: Шебекинского, Прохоровского, Грайворонского и др.). Встречается стебельчатый шов – тамбур, разные виды глади. В ряде районов вышивали «белым по белому» (Губкинский, Прохоровский). Использовались также цветная и белая строчка – перевить, счетная гладь. Настольники по центру и на краях украшались мережками (ажурный счётный шов). Поражают разнообразием техники домотканые изделия Приосколья, Грайворонского, Краснояружского районов.
Вышивка использовалась не только для украшения, но и как оберег, что ярко отразилось в народном костюме. Кружевоплетение появилось на Белгородчине гораздо позже вышивки. Практически все работы народных мастериц – предметы жилищного интерьера, часть декора одежды – украшались кружевом. При кружевоплетении активно использовался крючок, есть свидетельства бытования коклюшного кружева (в наше время Алексеевский, Ивнянский, Губкинский районы). Основные мотивы – геометрического и растительного характера, часты изображения птиц-голубков, иногда людей – «пляшущих человечков». Широко было распространено в крае и вязание на спицах. Вязаные носки, варежки, чулки из овечьей шерсти производились повсеместно. Вязание и тканье поясов – «любимый промысел деревенских жителей». Изготавливались узкие и широкие пояса: однотонные и с чередующимися продольными полосами. Окрашивались в разнообразные цвета: красный, желтый, зеленый; на концах – сложенные кисти, бисер. Праздничная женская одежда – вершина женского мастерства, в ней соединились ткачество, вышивка, кружевоплетение! Мудрый и острый на язык народ оставил немало пословиц, запечатлевающих важность ремёсел и промыслов в жизни человека и общества: «Ремесло – золотой кормилец», «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет», «Не просит ремесло хлеба, а само кормит», «Не кует железо молот, куёт кузнец», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадёшь» и др. Поэзия труда и быта, отражённая в культуре Белогорья прошлого, не только свидетельство одарённости тех, кто жил на Земле Белгородской в прошлом, доказательство их талантливости, неистребимого стремления к красоте и гармонии, но и важнейший фактор развития трудолюбия, творческого начала как важнейших ценностей у нынешних поколений. Достойным «наследником» промыслов и ремёсел Белгородчины в прошлом является её современный мир декоративно-прикладного искусства, украшающий как сельскую, так и городскую среду. Разнообразные виды художественной обработки ткани, дерева, глины и других материалов, традиционно представляемые на регулярно проходящих в Белгороде и районах Белгородской области ярмарках, фестивалях, конкурсах, привлекают многочисленных белгородцев и гостей нашего края. Много сувенирной продукции представлено в специализированных магазинах и других центрах трансляции особенностей культуры Белгородчины.
Народное декоративное искусство имеет особое значение при становлении мировосприятия учащегося, данный вид искусства можно назвать языком символических образов. Этот язык должен быть понятен каждому человеку, представляя собой своеобразный язык общения между людьми. В результате способствуя формированию разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России.
Литература:
1. Белгородоведение 5-6 классы: учебное пособие / А.Н. Петин, А.И. Папков, И.В. Партолин и др. – Изд. 2-е, испр.– Белгород: «КОНСТАНТА», 2016.
2. Черткова В. И. Изучение орнамента в системе учебных занятий по декоративно-прикладному искусству. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. — Смоленск: 2002.
3. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. — М.: 1972.
4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5–9 классы. / Сост. Кузин В. С., Сиротин В. И. — М.,1998.