Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Роготнева А. В. Методические рекомендации по организации коррекционно–развивающей работы с детьми с ЗПР при подготовке к обучению в школе и в период школьной адаптации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


При изучении проблемы школьной неуспеваемости учёными ещё с начала 60-х годов была выявлена группа детей, названная «дети с задержкой психического развития» (ЗПР). Задержку психического развития необходимо понимать, как замедленный темп развития психики в целом или отдельных её функций: моторных, речевых, сенсорных, эмоционально – волевых. Здесь речь не идёт о стойких необратимых нарушениях психики ребёнка. ЗПР - временное отставание и в условиях профессионально организованной коррекционно – развивающей работы эти недостатки психического развития устраняются.
Специфической особенностью детей с ЗПР является то, что все виды восприятий и ощущений у них развиваются медленней, чем у их здоровых сверстников. Недостаточность процесса переработки сенсорной информации существенно затрудняет процесс формирования целостного восприятия наблюдаемых объектов, особенно если они изображены в непривычном ракурсе или плохо освещены. При наблюдении за объектами дети могут выделить лишь некоторые из признаков. Эти недостатки приводят к тому, что дети не могут избирательно и подолгу наблюдать за каким – либо объектом, не отвлекаясь на другие внешние раздражители, поэтому они не всё замечают в окружающем мире и не «видят» многое из того, что демонстрирует учитель. Это ограничивает развитие наглядного мышления, что отрицательно сказывается на способах и качестве выполнения учебных заданий. Следовательно, педагогу необходимо учитывать, что процесс восприятия у таких детей занимает больше времени, чем у нормально развивающихся сверстников. Поэтому учителю необходимо давать детям больше времени для рассматривания сюжетных картин, демонстрационного материала или для считывания информации с доски, учебника и т. п. Неполноценное восприятие не может обеспечить этим детям усвоения достаточного объёма информации. Следовательно, формирование чётких дифференцированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей с ЗПР требует больших усилий и применения специальных методов и приёмов. При классификации предметов дети с ЗПР могут успешно различать такие признаки как цвет и форму, но испытывают серьёзные затруднения, если необходимо выделить в качестве общих признаков материал и величину предметов.
«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления», – писал К. Д. Ушинский. Сравнение помогает устанавливать отношения и связи между предметами и явлениями, соотносить между собой понятия более и менее общие, родовые и видовые. В ходе выявления сходства и различия, ребёнок учится находить в сравниваемых объектах новые, незамеченные ранее свойства, благодаря чему он более полно познаёт их характеристики. Сравнение предметов, явлений, объектов, связано с выделением их признаков, свойств и качеств. В дальнейшем выделенные признаки должны пройти мысленную оценку с точки зрения их значимости. В процессе такой работы ребёнок не просто познаёт свойства, особенности и отношения объектов, выявляемых в результате их сравнения, он получает знания, готовые к активному применению. Таким образом, сравнение выступает не только как средство познания, но и как средство умственного развития.
Целью коррекционно-развивающей работы с детьми, отстающими в развитии, является формирование психологической базы для их полноценного развития. Важно сформировать «предпосылки» мыслительной деятельности: развить все виды восприятия, моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательный интерес ребёнка, его творческую активность.
Ориентируясь на образовательные потребности детей с ЗПР, специалисты обоснованно ставят на первое место использование практических и наглядных методов работы. Практическая деятельность является эффективным средством по формированию представлений и понятий, развитию всех видов восприятий, сенсомоторных функций, навыков наглядно – действенного мышления.
Предлагаемый комплекс упражнений и дидактических игр рассчитан на детей подготовительной к школе группы и учащихся начальных классов. Учитывая полиморфный состав детей рассматриваемой категории, при использовании этих игр и упражнений от педагогов требуется творческий подход и умение применять эти задания с учётом «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. На каждый цикл упражнений определены примерные коррекционно-развивающие задачи что, безусловно, будет способствовать получению педагогом обратной оперативной связи.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения

Задание

Коррекционно-развивающие задачи

1

«Подбери по форме, величине, цвету», «Посчитай предметы в группах, определи, где меньше, больше, поровну», «Составь флажки разных форм из прямоугольников и треугольников».
Развитие зрительного восприятия и навыков классификации. Формирование представлений о количественных соотношениях: больше, меньше, поровну. Развитие навыков конструктивного мышления.

2

 «Найди такой же узор»,
«Собери из частей картинку»,
«Срисуй фигуры точно».
Формирование навыков целостного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации. Формирование графических навыков

3

Игра «Путаница», «Радуга», «Какого цвета не стало?»,
«Обведи по трафарету три круга и раскрась жёлтым, красным и зелёным цветом. Вспомни, где ты можешь видеть эти три символических знака?».
Развитие произвольного внимания, зрительного восприятия и зрительной памяти. Дифференциация цвета.
Развитие точности движений рук и зрительного контроля.

4

«Собери бусы», «Найди одинаковые изображения», «Разложи по группам геометрические фигуры, найди сходства и различия между квадратом и прямоугольником, овалом и кругом».
Развитие слухового восприятия, умение дифференцировать звуки. Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, навыков сравнения, аналитического мышления.

5

 «Составь узор из цветных полосок», «Составь фигуру из треугольников», «Обведи фигуру по трафарету, заштрихуй и вырежи».
Развитие произвольного внимания. Развитие воображения и ассоциативного мышления. Развитие графических навыков.

6

«Собери фигуру из частей», «Назови геометрические фигуры, найди их в окружающей обстановке», «Расставь ёлочки по росту, сосчитай их количество».
Формирование навыков целостного восприятия. Развитие конструктивного мышления. Формирование представлений «выше - ниже».

7

«Соедини точки», «Чего не стало?», «Дорисуй картинку».
Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации, графических навыков.

8

 «Найди такой же узор», «Собери картинку», «Сравни группы предметов: больше, меньше, поровну».
Развитие зрительного внимания. Развитие навыков сравнения и формирование понятий: больше, меньше, поровну.

9

«Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Запомни и расскажи о расположении предметов на картинке».
Развитие умений находить существенные признаки сходства и различий. Формирование графических навыков.

10

«Выложи из палочек геометрические фигуры», «Сравни предметы по величине», «Сравни карандаши по толщине».
Формирование представлений о свойствах геометрических фигур. Формирование навыков сравнения. Закрепление понятий: больше, меньше, самый маленький.

11

«Вырежи фигуры их бумаги», «Раскрась картинку», «Подели поровну».
Развитие согласованности рук и глаз. Развитие зрительного контроля, зрительно – моторной координации. Формирование понятий: больше, меньше, поровну.

12

«Сосчитай предметы», «Обведи по трафарету круг овал, раскрась жёлтым и зелёным цветом, вырежи». «Найди в окружающей обстановке предметы круглой и овальной формы».
Закрепление навыков счёта в пределах 10. Развитие зрительно – моторной координации, согласованности работы глаз и руки.

Библиографический список
1.       Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск,1994.
2.       Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972г.
3.       Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе /Г.В.Бородина // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. – №10. – С. 19–25.
4.       Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд./ Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
5.       Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: МГУ, 2005. – 84 с.
6.       Роготнева А. В.,Щедова Т. Л. Театральная педагогика в начальной школе. Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015г.
7.       Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ под общей редакцией М.: Школьная пресса 2003г.
8.       Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10 2013г.№ 1155 г. Москва.
8 952 150 34 19
avrogotneva@gmail.com
2017