Актуальные вопросы начального общего образования

Давыдова А.М., Абрамова А.Н. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Библиографическое описание:

Давыдова А.М., Абрамова А.Н. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Аннотация. Статья рассматривает особенности формирования орфографической зоркости у учеников начальной школы. Описаны основные подходы к ее определению. Рассмотрена этиология эффективности раннего процесса формирования орфографической зоркости. Приведены необходимые приемы и упражнения для отработки орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, звук, буква, ученик, синтез.

FORMATION OF SPELLING VIGILANCE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article examines the peculiarities of the formation of spelling vigilance in elementary school students. The main approaches to its definition are described. The etiology of the effectiveness of the early process of the formation of spelling vigilance is considered. The necessary techniques and exercises for practicing spelling vigilance in primary school students are given.

Keywords: spelling vigilance, sound, letter, pupil, synthesis

Грамотность молодого поколения является главной целью школьного обучения русскому языку и его актуальность проблемой. Знание орфографии, точность воспроизведения письменного текста во все времена являлись основой языковых навыков и компетенций человека [2, c. 21].

Практическое обучение в начальной школе показывает отставание учеников в уровне орфографической грамотности. Это определено результативностью итоговых контрольных работы. Именно поэтому педагоги и родители тревожатся за качество грамотности будущего поколения. Это определяет актуальность данного исследования [3].

Орфографическая зоркость представляет собой умение распознавать случаи письма с различным выбором написания текста при единственном варианте произношения. Данное умение позволяет выявлять при написании предложений звуков со слабой позицией. Для усвоения младшими школьниками навыка безошибочного распознавания орфограмм необходимо соблюдать следующие условия:

1. Понимание самого термина «орфограмма».

2. Усвоение общих признаков орфограмм.

Успешное формирование орфографической зоркости у учеников начальных классов зависит от следующих факторов:

1. Разграничение педагогами понятия «звук» и «буква» с начала обучения.

2. Упор на развитие полного курса орфографических умений.

3. Знакомство с признаками наиболее часто встречаемых орфограмм.

4. Выполнение тренировочных приемов отработки полученных навыков [1, c. 112].

Общепризнанным факто является утверждение о том, что лучшего эффекта в развитии орфографической зоркости дает комбинирование восприятия и запоминания. Их отработка возможна путем комментирования того, что пишем, разбора звуков, букв и орфографии. Каждое упражнение должно соответствовать структуре необходимых навыков. Мотивация по ходу работы у детей возникает при анализе текстов и заданий, взаимном контроле. Педагогам важно увлекать детей в процесс путем разнообразия форм и методов обучения. Проработка получаемых навыков возможна в ходе выполнение зрительного, предупредительного и выборочного диктантов, выполнения анализа звуков и букв, составного разбора слов [4].

Выделим основные приемы и методики отработки навыков орфографической зоркости у младших школьников:

1. Методика языкового анализа и синтеза включает в себя следующие приемы:

· языкового анализа, используемые в правописании: звуко - буквенный (фонетико – графический) анализ слов, словосочетаний является ведущим видом анализа в I классе;

· семантический анализ - выяснение значений слов (прямых, переносных, многозначности, оттенков значения);

· словообразовательный и морфемный и этимологический анализ, применяемый при изучении правописания корней слов;

· морфологический анализ при изучении частей речи и их форм, склонения, спряжения, при различии предлогов и приставок, при изучении правописания падежных и личных окончаний;

· синтаксический анализ (выделение предложений из текста, установление связей между словами в предложении, различие членов предложения, способствует проверке правописания падежных и личных окончаний);

· орфографический разбор, то есть нахождение орфограмм, их определение и комментирование, указание способа проверки.

2. Методика орфографического синтеза – предусматривает проверку орфограмм и написанных слов. Включает применение следующих приемов:

· звуковой и буквенный синтез (составление необходимых слов, состоящих из букв и звуков, их проверка и запись);

· словообразовательный синтез (использование образца, простейшей модели, применение заданных морфем);

· синтаксический синтез (проверка связности слов, их управление и согласование, проверка пунктуации);

3. Методика имитации, запоминания и выучивания. Используются приемы:

· изучение словарей различного характера;

· составление учениками собственных мини-словариков.

· выполнение зрительных диктантов;

· выполнение написания слов по памяти; [5].

Таким образом, работа по формированию орфографической зоркости у учеников начальной школы формируется под воздействием использования различных приемов и методик. В данном исследовании были выделены наиболее важные из них, по нашему мнению. Нами было выяснено, что практическая подача и интересный формат учебного материала способен заинтересовать учеников более, чем «сухая» подача из учебника. Интересными приемами работы над орфографической зоркостью является наглядные примеры, игровые приемы. По нашему мнению, именно они являются наиболее эффективными в работе над сознательным усвоением самых трудных правил и понятий.

Список литературы

1. Голохвастова, Е. Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса / Е. Ю. Голохвастова, Н. В. Гнатюк, А. В. Холмухамедова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5, № 3 (16). – С. 111-115. – EDN WXBPTJ.

2. Калайджян Т. В., Кулик В. Н. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике // Гуманитарная парадигма. 2018. № 1 (4). С. 20—27.

3. Ким, И. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. Г. Ким. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95919/ (дата обращения: 28.03.2023).

4. Педагогические приёмы и технологии по формированию орфографической зоркости у младших школьников // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2023/01/22/pedagogicheskie-priyomy-i-tehnologii-po-formirovaniyu (дата обращения: 27.03.2023).

5. Формирование орфографической зоркости у младших школьников // elar.uspu.ru URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11866/2/10Kudryavtseva.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
2023-07-14 10:09 2023