Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Действительно, можно усадить детей за парты, можно добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаниями не произойдёт. Формирование учебной мотивации - одна из главных проблем современной школы. Важность этой проблемы связана с постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний. Успешность ученика – лучшая награда для учителя. Однако мы часто встречаемся с нежеланием детей учиться. Как пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как замотивировать обучающихся, разбудить в них устойчивое желание учиться, развиваться? Обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы оно представлялось для обучающихся серией маленьких открытий. По любому разделу математики можно сконструировать такое упражнение, задание, адресованное ученику, выполнение которого содержало бы элементы творчества. Тогда обучающийся почувствует необходимость познания нового, овладения им, чтобы в дальнейшем умело использовать полученные знания в образовательной деятельности. Только при наличии учебной мотивации ученик будет настроен на продуктивную работу на уроке, на получение новых знаний. Так как же сформировать интерес, а значит и учебную мотивацию у школьника? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Для формирования у обучающихся учебной мотивации существуют различные приёмы. Рассмотрим некоторые из них. Один из приёмов - это создание проблемной ситуации. Например, при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» можно предложить обучающимся решить следующую задачу. «Утром бабушка дала Маше денег на обед в школьной столовой. Вернувшись домой, Маша сказала, что 1/2 всех денег израсходовала на котлету с гарниром, 1/5 – на компот, а 3/10 – на конфеты. Бабушка поняла, что Маша израсходовала все деньги. Как она это узнала?» Перед обучающимися возникла проблемная ситуация. Для решения задачи нужно сложить все дроби, но это дроби с разными знаменателями. Обучающиеся пока умеют складывать дроби только с одинаковыми знаменателями, а значит, имеющихся знаний не достаточно. Возникает мысль: можно привести эти дроби к общему знаменателю. Наименьший общий знаменатель – это наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей. Снова возникает вопрос: «Как найти дополнительные множители?» Далее, в процессе решения проблемной задачи создаётся алгоритм выполнения сложения дробей с разными знаменателями. Другой приём – «мозговой штурм». Перед обучающимися ставится проблема. Найти решение проблемы предлагается в группах. Работа носит творческий коллективный характер. Обучающихся объединяет общая работа в поисках решения проблемы. Рассуждая, они дополняют друг друга, развивают одну идею, отбрасывая её, находят другую. В результате находят общее решение проблемы, грамотно его формулируют. Для решения проблемы можно предложить последовательность действий: ¾ Формулировка проблемы. Постановка задачи. ¾ Высказывание идей и их фиксирование на доске. ¾ Общая дискуссия вокруг предложенных идей: правильность, цельность, оригинальность. Выбор лучшей идеи. ¾ Обоснование конечного выбора. Подведение итогов работы. Ещё один приём - математическая “зоркость”. Здесь можно использовать решение заданий типа: ¾ Найди объяснение ответа. ¾ Выбери верное решение. ¾ Найди ошибку. ¾ Выбери рациональное решение. Например, при проверке домашнего задания можно вывести на экран доски решение домашнего задания со скрытыми ошибками. В ходе проверки выясняется, что ответ в задаче, примере или уравнении неверный. Обучающиеся начинают искать ошибки в решении, находят их, обосновывают правильность своего решения. Это вырабатывает в обучающихся внимательность, критичность мышления, учит обосновывать свои умозаключения. При изучении темы «Свойства вычитания» в 5 классе можно предложить выполнить действия в следующих примерах, которые в презентации будут открываться постепенно, друг за другом: · (42+36)-16 · 58-(12+8) · (456+237)-256 · 1362-(784+362). Первые два примера обучающиеся выполнят быстро. Последние примеры вызовут трудности. Некоторые заметят, что есть два «похожих» числа и, возможно, сначала нужно выполнить вычисления с ними. Но что делать с третьим числом? Сложить или вычесть? Вот тут можно предложить провести эксперимент: посчитать различными способами и сделать вывод. Можно решить задачи с практическим содержанием. Например, от двух кусков ткани длиной 42 м и 36 м нужно отрезать кусок ткани длиной 16 м. Как это можно сделать? Обучающиеся предлагают различные варианты решения: (42+36)-16, (42-16)+36 или (36-16)+42. В каком из решений проще выполнить действия? Или другая задача: от ткани длиной 58 м нужно отрезать два куска ткани в 12 и 8 м. Здесь тоже можно привести несколько вариантов решения. Это 58-(12+8), (58-12)-8 или (58-8)-12. В результате рассуждений обучающиеся приходят к правилу вычитания, который им легко запоминается, потому что вывели они его сами. Итак, используя различные приёмы повышения мотивации обучения, можно пробудить у обучающихся необходимость самому искать решения новых и трудных задач, желание «напиться» из источника знаний, сформировать устойчивый интерес к математике. Это способствует формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний. А это очень важно и для учителя, и для его учеников.
Библиографический список
1) Гликман И. Как стимулировать желание учиться? Народное образование. 2003г. № 2. С.37-42 2) Примчук Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии её измерения. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, 2007 г. том 11 выпуск 32 стр.368-372. 3) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002 г. 512 с.