Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Савченко О.Н. Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности для младших школьников «Искусство праздничной красочности»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Аннотация. Внеурочное занятие разработано для третьего класса. Ресурс содержит технологическую карту, разъясняющий порядок проведения занятия, с учетом требования реализации ФГОС. В ходе занятия учащееся расширяют представление о богатстве культуры и традиций своей Родины, русских народных промыслов. Закрепляют навыки декоративной росписи по мотивам «хохломы».
Введение: развитие творческих способностей - важнейшая задача образования. Младшей школьный возраст – благодатная почва, для многогранной творческой деятельности детей. Этап развития личности ребенка, который пробуждает эмоциональный отклик, желание познать новое, самостоятельность, уверенность в себе, в своих творческих способностях. Занятия по изобразительному искусству нацелены на достижение этих задач. Современные технологии и творческий подход позволяют сделать занятие не только наполненным по содержанию, и продуктивным, но и красочным, ярким. Где ребенок мог бы ощутить себя не только учеником, но и соавтором, участником творческого действия, что несомненно, формирует мотивацию к предъявлению собственной деятельности.
Представленная работа является одним из занятий, по декоративному рисованию.
Тема ознакомления младших школьников с истоками народной культуры, традициями и обычаями своего народа, его жизни и творчества как нельзя актуально. А развитие творческих способностей, на занятиях декоративного рисования не только продуктивны, но непредсказуемы самобытны, красочны.
Избранный метод подачи материала тактично и ненавязчиво формирует нравственную позицию, позволяет педагогу приблизить младшего школьника к пониманию таких емких понятий, как: родные истоки, народные традиции, семья, родина. Посредством введения в ход занятия музыкальных, литературных произведений иллюстративного ряда, подбора предметов декоративно-прикладного искусства достигается праздничное настроением, эмоциональный отклик.
Данная методическая разработка может быть полезной преподавателям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, классным руководителям в разработке занятий внеурочной деятельности младших школьников.
Цели занятия: Формирование представлений о роли декора, красоте народных промыслов и традициях в русской культуре.
Задачи:
•           создать условия для развития интереса к истокам культуры русского народного творчества;
•           формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;
•           формировать мотивацию к предъявлению собственной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
•           оценивать жизненные знания с точки зрения собственных ощущений (явления, события);
•           называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к культурным ценностям;
•           формировать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивость к красоте предметов декоративно-прикладного искусства, народных праздников и традиций.
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):
•           расширяют свои представления о культуре и традициях России, о декоративно- прикладном искусстве, народных промыслах;
•           усваивают суть понятий «декор», «колорит» «акцент», «центр композиции»;
•           осваивают приемы техники выполнения растительных узоров.
Метопредметные:
Регулятивные УУД:
•           определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
•           учаться высказывать своё предположение (версию);
•           учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
•           контролировать точность разметки деталей с помощью шаблона;
•           учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
•        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
•        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
•           перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
•        донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
•           слушать и понимать речь других.
Методы обучения:
·          Объяснительно–иллюстративный (просмотр видеоролика «Во поле берёза стояла», репродукций К. Маковского, В. Васнецова, работы учащихся 2-11 классов, диалогизация, беседа).
·          Игровой (игра «Тёпло-холодный букет», физ. минутка в виде перепляса, встреча гостей - девочек в русских народных костюмах, отгадывание загадок).
·          Практический (сравнение по технике росписи «Гжель», «Хохлома», моделирование растительного узора, выполнение рисунка по мотивам Хохломской росписи.)
Формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная, экскурсия
Основные понятия и термины: Декоративно-прикладное искусство, "декор", "колорит", "теплые" и "холодные" цвета
Наглядно-демонстрационный материал/Мультимедийный ряд: видеоклип « Во поле березка стояла»/ репродукции картин художников: К.Маковский "Русские красавицы", В.Васнецов "Иван Царевич и Серый волк"/ Музыкальный ряд: русская народная песня "Калинка", «Во поле березка стояла»/ Натюрморт из предметов декоративно-прикладного искусства: Хохлома, Павлово-Посадские платки, Гжель, Дымковская игрушка
Оборудование: проектор, компьютер, сабвуфер, кисти, гуашь, палитры (шаблоны чайных чашек), хохломская и гжельская посуда, таблицы с элементами растительного узора.


Таблица №1. Ход урока


Этапы занятия
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1.Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

1 мин.


Проверяет готовность к занятию. Включает видеоролик «Во поле берёзка стояла» для просмотра.
Демонстрируют готовность к занятию, смотрят видеоролик
Личностные: понимают значимость знаний для человека; получают эмоциональный настрой на занятие
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
2. 1. Просмотр видеоролика "Во поле березка стояла..."
4 мин.

- Вы посмотрели видеоролик, как вы думаете, о чем он?
Отвечают на вопрос, размышляют.

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиций,понимание исторического и культурного прошлого своего народа.
Познавательные: формируют способность к художественному созданию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях народного декоративно-прикладного искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта), о народных традициях в произведениях художников. Регулятивные: учатся определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное сотрудничество, принимая все условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Имеют способность к эмоциональному восприятию художественных произведений, к художественному познанию окружающего мира
2. 2. Словесно- иллюстрированный рассказ с элементами беседы по теме: "Что такое Родина?"

2 мин.

- Как называется наша общая Родина? (Россия)
- Это могучая великая страна, самая большая в мире. Но еще у каждого из нас есть город или село, в котором он родился. Как принято называть это место? (малая Родина).
- Все ли из вас знают, где родились? (ответы школьников).
- Родина, родной край, родные истоки: это то, что передается из поколения в поколение. У нашего русского народа богатые культурные традиции. -Что такое традиции?
- А какие народные праздники вы знаете? (ярмарки, Рождество, Масленица).
- А как вы думаете, зачем нужны праздники? (праздник собирает родных, друзей, объединяет семью, близких. Люди вместе умеют радоваться, веселиться.) В старину на Руси к праздникам заранее готовились: мастерили изделия быта, посуду, одежду, украшали вышивкой и росписью. Людям хотелось, чтобы каждый предмет имел праздничную красоту, был ярким, веселым. Так зародились народные промыслы, народное декоративно-прикладное искусство.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют, подборку видеоматериала и других источников.

2. 3. Постановка целей и задач занятия

5 мин.

Ребята, посмотрите какие к нам гости пришли (входят девочки в кокошниках).
Девочка рассказывает стихотворение- загадку:
- Синие зори и синие птицы
С этой краской ничто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться!
Смотрят представление. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадки, рассказывают о народных промыслах.
-Ребята, о каком промысле загадка? (ответы учащихся - Гжель).
–Расскажите, что вы о нем знаете?
Звучит еще одно стихотворение-загадка:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?...(Хохлома)
Отгадывают загадки.

-Из чего сделана посуда Хохломы?
- Как еще её называют?
- Какие ещё вы знаете народные промыслы? (Дымковская игрушка, Семеновская матрешка, Павлово-посадские платки). Декоративно-прикладное искусство - это искусство украшать предметы быта, игрушки, одежду.
Для декора мастера и народные умельцы за основу брали природные мотивы, то, что видели вокруг в природе. Как вы думаете, ребята, что это были за мотивы? (растительные узоры, цветы, веточки, птички, листочки, ягоды).
- Действительно, роспись хохломской посуды изобилует золотыми завитками, веточками, ягодками, а в росписях керамики "Гжель" доминируют сказочные цветы и композиции.
Ребята, можно ли эти предметы быта назвать искусством? Чем они отличаются от обычной, повседневной посуды? (ответы) Так о чём мы поведём речь на нашем занятии, если искусство-это искусный, красивый, а посуда – праздничная.
- "Искусство праздничной красочности" - тема сегодняшнего нашего занятия. (Слайд с темой)
Отвечают на вопросы.

2.4. Этап повторения.

2 мин
Народные мастера, работая над созданием предметов декоративного искусства, тщательно продумывали колорит изделия, чтобы он был не только ярким, но и чтобы все цвета были гармоничными между собой. Слово "колорит" - в переводе с латинского языка означает "цвет", "окраска". В живописи колорит - это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Это зависит от подбора красок, которыми пользуется художник.
- Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы? (желтый, оранжевый, красный).
- Как еще называется эта группа цветов? (теплые цвета). -Какие цвета используют в декоре "Гжель"? (синий, голубой -это холодные цвета).

Повторяют материал (цвета: теплые/холодные)


2.5. Экскурсия на художественную выставку "Нет ничего живописней русского наряда"
5 мин.
- Сама природа подсказывала, какие цвета подбирать для украшений. Особое значение уделяли мастерицы декору праздничного костюма.
- Наши Царевны приглашают нас на выставку работ, где наши юные художники постарались раскрыть красоту русского народного костюма. Выставка называется "Нет ничего живописнее русского наряда". Беседа о представленных репродукциях русских художников К.Маковского, В. Васнецова. Рассказ о творческих работах учащихся 2-11 классов на тему русского костюма, представленных на выставке. Особое внимание коллективной творческой работе «Во поле берёзка стояла»
Экскурсия по выставке.
Рассматривают репродукции и работы учащихся, обсуждают, анализируют и сравнивают.
3. Творческая практическая деятельность
3.1. Изображение растительного узора (музыкальный фон русские народные песни).

10 мин
- Замечательные работы мы с вами посмотрели на выставке, где в каждом рисунке праздник и красота. Сегодня мы с вами тоже будем украшать чайную посуду к праздничному чаепитию. У нас уже даже есть самовар. А у вас на столах чашечки (на столах у учащихся шаблоны чайной чашечки).
Девочка в кокошнике: - Только чашечки у нас совсем не нарядные (демонстрирует заготовленный шаблон).
- Что же нам делать, ребята? (Украсить узором).
- Сегодня мы с вами будем выполнять узор по мотивам Хохломской росписи, главный элемент которого будет веточка земляники. Показ учителя приемов выполнения росписи: - Набираем на кисть красный цвет основного элемента узора, И легкими мазками выводим главный элемент - веточку земляники. На ней рисуем ягоды. Прорисовываем листочки, травинки и завитки. Основным красным цветом прокрашиваем ручку чашечки, донышка и оформляем кайму. (Выполнение 1 этапа творческой работы).

Выполняют творческую работу
Работают в цвете.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: активно работают, задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.


3.2. Индивидуальная творческая работа учащихся.
5 мин
- В старину мастерицы часто работали, напевая песни. Давайте и мы с вами будем создавать узор под музыку русской народной песни "Калинка". (Звучит музыка)
Главные элементы мы нарисовали, теперь будем завершать узор, прорисовывая более мелкие детали. Последовательность нашей работы над элементами: от большего к меньшему. (Выполнение 2 этапа творческой работы).
- Основные элементы композиции узора в хохломской росписи – «завиток» и «травка». Их можно выполнить черным цветом. Этот прием называется "акцент". Им художники пользуются, когда хотят подчеркнуть "главное". Для законченности композиции можно добавить мелкие элементы: линии, точки. Их лучше выполнить белым цветом, для большей выразительности и праздничности.
Самостоятельно завершают работу
4. Итог занятия. Рефлексия.
4.1 Анализ и эстетическая оценка.

3 мин.

-Ребята, предлагаю, всем, кто считает свою работу законченной, принести её на наш общий стол (указывает на доску с самоваром)
Ребята, какие замечательные у нас получились чашечки! Давайте мы их разместим вокруг самовара. Какое душевное чаепитие у нас получилось (на панно вокруг самовара размещаются украшенные чайные чашечки).
- Ребята, что нового узнали вы на занятии?
-Что такое «декор»
- Что обозначает слово « колорит»?
- Зачем нужны праздники? (ответы учащихся).
Выставка работ учащихся. Посмотрите, ведь у нас тоже получилась коллективная работа, которую мы с вами можем оформить для нашей следующей выставки.
Заключительное слово учителя:
- Сегодня на занятии мы еще раз убедились, что создавая любую вещь, любой предмет художник, вкладывает душу, Праздник создают сами люди своим трудом и умением!
Самооценка собственной деятельности.
Рассматривают коллективную работу.
Оценивают свою работу и работу одноклассников, сравнивают их.
Отвечают на вопросы, подводя итоги.

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства, связывают свои знания о традициях с оценкой увиденного в произведения русского искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу, работу одноклассников осознают возможность творческого успеха.
4.2 Обобщающая беседа.
1 мин.
Получают эмоциональный настрой на следующее занятие
2018