НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Веселова С. В., Перова С. А., Ищенко Е. А., Николаева М. Н. Опыт реализации программы «Формирование меж- личностных взаимоотношений детей 5‑6 лет»

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Аннотация:
Статья посвящена обобщению педагогического опыта по реализации первого и второго этапов программы «Формирование межличностных взаимоотношений детей 5-6 лет» как наиболее значимый для развития взаимоотношений детей, в старших группах комбинированной направленности и общего назначения.
Способность общаться – это дар, который можно открыть, развивать и совершенствовать. Межличностное общение - непременное условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте.
Тема зарождения и становления межличностных отношений дошкольников чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях с людьми - не только взрослыми, но и детьми (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Чем раньше взрослые обратят внимание на коммуникативную сторону жизни ребенка, научат ребенка понимать себя и других тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Программа «Формирование межличностных взаимоотношений детей 5-6 лет» является модификацией программы Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников», которая определяет межличностное отношение, как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в ходе совместной деятельности и общении.
Целью программы «Формирование межличностных взаимоотношений детей 5-6 лет» является формирование позитивных, доброжелательных отношений между детьми дошкольного возраста.
Деятельность по реализации программы осуществляется в ходе непрерывной, непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности, а также в ходе режимных моментов и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Реализация программы по формированию межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста осуществляется в 7 этапов.
В начале учебного года педагоги провели диагностическое наблюдение взаимоотношений детей и социометрию «Два домика». Проанализировав результаты старшей группы комбинированной направленности выявилось, что дети:
- не всегда учитывают позицию партнёра;
- зачастую не умеют договариваться, согласовывать свои действия с действиями других детей;
- не соблюдают правила игры;
- не владеют навыками самоконтроля.
В результате между детьми часто возникают конфликты. Также дети испытывают трудности в построении речевого высказывания, что влечет за собой сложность в умении договариваться с участниками игры, использовать коммуникативные способы разрешения конфликта, адекватно проявлять свои чувства.
Анализ результатов старшей группы общего назначения показал, что дети:
- проявляют инициативу, но не всегда бывают настойчивыми;
- не всегда отвечают на предложения сверстников;
- не во всех случаях проявляют сочувствие.
В группе в основном сбалансировано проявление положительных и отрицательных эмоций, по отношению к сверстникам, но есть дети, которые раздражаются, кричат, оскорбляют и дерутся.
В начале учебного года, для понимания как родители видят своего ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, в группах было проведено анкетирование среди родителей. Анализ анкетирования показал, что многие родители не видят, что у ребенка есть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. На родительских встречах родителям была представлена программа «Формирование межличностных взаимоотношений детей 5-6 лет».
Свою работу в группах мы начинали с первого этапа «Отказ от речевых способов общения». Целью, которого является, научить детей распознавать, воспринимать и использовать невербальные способы общения, такие как мимика, жесты, позы, движения, тактильные движения.
Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. У детей формируется способность использовать невербальные способы общения. Дети учатся правильно воспринимать и дифференцировать эмоциональные состояния сверстников: страх, радость, обида, удивление, злость, грусть. Зачастую поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т. д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т. д.). Поэтому работа на данном этапе, сводит к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр. У детей формируется способность различать жестовые движения сверстников: приветствия, прощания, просьбы.
С помощью тактильных движений (прикосновение, рукопожатие, объятие, похлопывания по плечу, колену, спине, касания, поглаживание) дети учатся адекватно использовать невербальный язык общения в контакте со сверстниками. Используя невербальные средства общения у детей, развивается способность управлять своими действиями, уметь контролировать свое поведение.
Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.
В соответствии с задачами данного этапа в группе комбинированной направленности мы использовали различные игры и упражнения, например, «Давайте поздороваемся», «Здороваемся без слов», «Отгадай настроение сказочных героев». На этом этапе у нас возникли проблемы, а именно не все дети проявляли инициативу включенности в игровую деятельность. Например, для вовлечения детей в игру «Давайте поздороваемся» мы подключили родителя, папу нашей воспитанницы, который с удовольствием пошёл нам на встречу и приходя в группу, будь это утро или вечер, здоровался со всеми мальчиками разными способами (рукопожатие, кулачками, «дай пять»). Мальчики с большой радостью встречали его и приветствовали. Это стало традицией нашей группы. А также для реализации задач на данном этапе мы некоторые игры усложнили и добавили новые, такие как упражнения «Поздоровайся локтями», «Северный полюс». Для того чтобы побуждать детей использовать невербальные способы общения и предоставить детям выбор, мы внесли такие игры как «Какой я сегодня?» с использованием цветных камней и «Лучик света» с использованием инновационных технологий.
В группе общего назначения на данном этапе часто использовались игры «Передай эмоцию», «Тень», «Угадай настроение», «Маска», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». На этом этапе большинство детей не проявляли интереса к данным играм и упражнениям, дети не могли распознавать и выражать эмоции. В помощь детям совместно с родителями был изготовлен стенд «Моё настроение», создана картотека «Эмоции», картотека «Театральные маски». Использовались пиктограммы стихотворений по эмоциям, где дети с удовольствием принимали участие.
На втором этапе «Внимание к сверстнику». Целью, которого является, научить детей видеть сверстника, обращать внимание на сверстника (на его внешность, настроение, действия, поступки, эмоциональное состояние), рефлексировать свое поведение.
Реализация второго этапа становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать и понимать разные языки общения, самые мелкие детали движений, мимики, прикосновения. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п.
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. Мы поддерживаем каждого ребенка, показываем ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими.
На втором этапе в группе комбинированной направленности мы увидели, что в группе есть дети замкнутые, застенчивые дети, которые затрудняются вступить в контакт с другими детьми, и дети, к которым относятся с опаской из-за их поведения. Опираясь на сильные стороны детей, мы создали ситуацию успеха (например, «Презентация новостей» таких как: утренних, вечерних, в течении дня, «интересненьких», как называют их дети; «Сообщений по теме», «Работ по теме» как самостоятельно, так и совместно оформленные с детьми, по воображению, «Индивидуальные выставки», постройки с названиями, с правилами «Не ломать, не разбирать, охранять»). Благодаря этому дети замечают более сильные стороны ребенка и даже хотят перенять его положительные качества. Игры, которые вызвали у детей наибольший интерес, например, «Бездомный заяц», «Дорисуй рисунок» используются детьми самостоятельно в группе и на прогулке. Также проигрываются новые игры, внесенные на данном этапе упражнение «Сегодня я чувствую себя как…», «Мы с тобой похожи тем, что…», где все дети искали друг в друге что-то общее, обращая внимание на одежду, внешность, половую принадлежность, игрушки, которые принесли с собой в детский сад. На данном этапе, также включали технологии программы ПРОдетей, игры «Парные коммуникации», «Линейный календарь».
В группе общего назначения на данном этапе, мы обратили внимание, что некоторые дети в общении не воспринимают эмоциональное состояние сверстников, не сопереживают, проявляют равнодушие. Используя на данном этапе игры «Зеркало», «Передай движение», «Угадай моё настроение», «Ты мне нравишься (паутина)», «Посмотри, как я умею» дети научились распознавать эмоциональное состояние сверстников. Для часто болеющих детей мы использовали «Рисунки, голосовые и видео сообщения больному», «Пожелания и рисунки на день рождение».
Дети осваивают каждый этап по-разному. Учитывая индивидуальный темп развития каждого ребенка, проводится как индивидуальная работа, так и вовлечение в деятельность детей, находящихся на разных этапах, с целью организации взаимопомощи и взаимовыручки между ними. Игры из первого и второго этапов стали ритуалами и используются во всех видах деятельности.
По наблюдениям педагогов за прошедший период в группе комбинированной направленности большинство детей включаются в игровую деятельность, при этом проявляют желание взять на себя инициативу. У детей проявляются способности поддерживать друг друга в разных ситуациях, дети учитывают интересы и чувства других. Замкнутые и застенчивые дети стали более раскрепощённые, преодолели для себя «Ступень страха». Дети, к которым относились с опаской из-за их поведения, становятся значимыми среди сверстников.
В группе общего назначения дети научились передавать свое эмоциональное состояние и понимать состояния сверстников, стали неравнодушными к сверстникам и чаще им сопереживают.
Картотека игр программы «Формирование межличностных взаимоотношений детей 5-6 лет» используется в работе не только с детьми, но с родителями на родительских встречах. Для родителей были представлены рекомендации «Художественная литература, как средство формирования межличностных отношений», «Слова значимые для ребенка», индивидуальные консультации «Что делать, если ребёнок бранится», «Что делать с детскими драками?», «Детские конфликты и как их разрешить», консультации - буклеты по реализации программы «Формирование межличностных отношений дошкольников 5-6 лет», коробка-мирилка, «Зарядитесь позитивом», «Возьми с собой кусочек счастья», коробочка «Записки с сюрпризами». Применение разнообразных игр, упражнений, этюдов помогают как детям, так и педагогам, родителям преодолевать трудности, проблемы.
Совместная деятельность всех участников образовательного процесса, способствует развитию взаимоотношений не только педагогов и родителей, родителей и детей, но и развитию взаимоотношений между семьями воспитанников.

Библиографический список

1.       Лисина М.И. общение, личность и психика ребёнка. М., Воронеж, 1997. 384 c.
2.       Марк Т. Ц. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., Наука, 1993. 248 с.
3.       Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. Издательский центр «Владос». 2015. 158 с.
4.       Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М.,2000. 160 с.
5.       Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Методические рекомендации. Минск, 1995. 273 с.
2021