Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Варламова О.В., Фатьянова И.А. Формирование толерантности на уроках литературы как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания

Библиографическое описание:

Варламова О.В., Фатьянова И.А.Формирование толерантности на уроках литературы как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, ведь любой человек живёт в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Для народа толерантность носит национальные особенности. По общепринятому мнению, толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддерживанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, стремление к согласию, бесконфликтность. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» толерантность определена как одна из базовых национальных ценностей.

Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать. Поэтому перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить детей наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать её в духе мира и уважения всех народов. А где, как не на уроках литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключён огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения, согласия и мирного отношения друг к другу. Толерантность подразумевает ещё и поиск возможного компромисса во взглядах. Изучая на уроках литературы басни И.А. Крылова, мы видим, как плачевно заканчиваются истории, если не найден компромисс. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут завершить начатое дело: «… А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

В басне «Волк и ягнёнок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягнёнком, придумывает разные придирки чтобы найти в нём изъян, а причина того проста: «… У сильного всегда бессильный виноват…». Необходимость толерантности, И.А. Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

Изучая «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, мы осуждаем завистливых сестёр, которые бросают царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «князь Гвидон зовёт их в гости, их и кормит, и поит, и ответ держать велит». Вместо того чтобы отомстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

Анализируя роман А.С. «Пушкина Евгений Онегин» в старших классах, ребята толерантной личностью называют Татьяну Ларину, которая являет собой образец верной и достойной жены. Хотя Онегин и не безразличен ей, Татьяна восклицает: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Она терпеливо относится и к окружающему её обществу и к людям, с которыми не совсем согласна.

Считаю, что успешнее всего процесс воспитания толерантности реализуется в таких формах урока, как урок-концерт, литературная гостиная, кино-урок, иначе все рассуждения о толерантности превратятся в морализирование, а представления учащихся о толерантных отношениях останутся незакреплёнными. Такие уроки формируют навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения. При этом развивается их творческое мышление. Также необходимо учитывать и эмоциональную сторону. Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувств сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что в свою очередь, ведёт к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., «Просвещение», 2009.

2. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной шлколе. Санкт-Петербург., КАРО, 2007.

3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. №24.
2023