Актуальные вопросы дошкольного образования

Шадрова В.Н. Роль современного воспитателя и дошкольника в современном обществе

Библиографическое описание:
Шадрова В.Н. Роль современного воспитателя и дошкольника в современном обществе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Первоначальным звеном современной модели образования является дошкольное образование. Первоочередной задачей перед ней стоит сохранение сети образовательных учреждений, доступности самого дошкольного образования. В целях сохранения и укрепления здоровья ребенка является совершенствование учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Повышаются требования и воспитателям. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Социум, в котором живет ребенок имеет для него воспитывающую силу в большей степени. Наше поведение, мы сами – это решающая вещь для ребенка так как воспитание начинается, в первую очередь, в семье. В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Сегодняшние дети хорошо информированы, у них высокая потребность к восприятию информации. Этот процесс хорошо наблюдается при работе с детьми 6-7 лет. Это приводит к увеличению заболеваемости детей, нарушению психического развития, речи, к гиперактивности, к нарушению волевого-эмоционального характера. Так же проблемой является агрессия и тревожность детей, рефлекс свободы. Все это проявляется у детей от недостатка человеческого тепла, внимания. Что касаемо духовной сферы ребенка, то оно должно протекать в рамках отношений в семье, отношений воспитателем и ребенком, ребенок должен выступать равноправным партнером по совместной деятельности, общению.

Исходя из этого, они становятся успешными, уверенными в себе, в своих силах. Современные воспитатели делают дошкольное детство разнообразным. Они дают детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Для современного воспитателя важно задействовать все технологические возможности для достижения высоких результатов. Это хорошо известные технологии продуктивного чтения, технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, ИКТ.

Нельзя забывать о том, что ребенка нужно не только учить, но и сохранять его здоровье. Поэтому должны создаваться системы работы, которые будут обеспечивать условия для снижения гиперактивности, тревожности развития волевых качеств, концентрации внимания. Поэтому активная деятельность –это очень успешный вид восприятия информации. Исходя из всего этого, делается вывод: современному обществу уже требуется воспитатель-исследователь, широко образованный. Мы должны интересно организовать педагогическую работу, интересно представлять материалы, дать детям дошкольного возраста проявить себя как творческую личность. Залог каждого современного воспитателя - это личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями. А современный детский сад дает ребенку сообщество, в условиях которого ребенок познает себя в сравнении с другими, усваивает способы общения и взаимодействий в разных жизненных ситуациях.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

· диагностирование семей;

· педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

· совместное творчество детей и взрослых;

· совместные мероприятия с учреждениями социума;

· индивидуальная работа с родителями;

· информационное общение (электронная почта, социальная сеть).

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Библиографический список

1. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 711-715.

2. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Н.Ф. Голованова. – Санкт- Петербург: Речь, 2004. – 272 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система лич. взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1984. – 239 с.

4. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – Москва: Academia, 2000. – 152 с.

5. Эмоционально благоприятный климат в детском коллективе [Электронный ресурс] // метод материалы. – 2017. – Электрон. дан. – URL: https://infourok.ru/emocionalno-blagopriyatniy-klimat-v-detskom-kollektive-1826633.html свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 09.12.2021).
2023-12-12 14:45 2023